Диаш Т.Ф., учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 449
Современное общество с каждым годом становится все более искушенным и требовательным, постоянно ускоряя темп жизни и повышая требования к каждому члену социума. Изменения неизбежно касаются любых сфер жизни, интересов человека и, конечно же, его видов деятельности. Одной из таких профессий, требования к которой постоянно подвергаются изменениям, является специальность педагога, школьного учителя. Не секрет, что работу учителей многие воспринимают как работу обслуживающего персонала, существующего для комфортной жизни родителей, детей и администрации. И чаще всего под «прицельный обстрел» недовольных попадают именно молодые учителя, вчерашние студенты, не имеющие опыта и не умеющие правильно реагировать на стрессовые спорные ситуации в школе. Помимо этого, многие более опытные преподаватели оценивают молодых специалистов отнюдь не объективно, а опираясь на возрастные рамки, подвергая последних эйджизму и критикуя многие новшества. Молодой педагог, желающий привнести в образовательный процесс какие-то новые технологии и методики, очень часто остается непонятым, а его способы взаимодействия с детьми принимают за заигрывания и попытку приобрести «дешевый авторитет». Еще одна проблема, с которой может столкнуться в школе молодой специалист, – сложные дети и отсутствие помощи от более опытных коллег в этом вопросе. Все прекрасно понимают, что в век технологий, разнообразных развлечений и доступности информации заинтересовать ребенка и добиться с ним контакта бывает очень сложно. Вчерашний выпускник, ни разу не работавший с детьми (за исключением кратковременной практики), вряд ли знает, как можно найти подход к закоренелому двоечнику, как поднять его успеваемость или хотя бы добиться посещаемости. И здесь возникает следующая ситуация: администрация знает про сложных детей, но практически не помогает наладить с ними контакт, а только упрекает молодого учителя в низкой эффективности и успеваемости детей.
Дабы избежать всех этих проблем, у каждого молодого специалиста должен быть свой наставник из числа старших коллег, курирующий и помогающий на педагогическом поприще. Одна из главных задач наставника – научить не только правильному преподаванию, но и комфортному и эффективному взаимодействию с детьми, коллективом; помочь не перегореть в первый год преподавания и быть человеком, к которому можно обратиться за помощью в трудных ситуациях на работе.
Я очень рада, что в современной школе есть программа наставничества, поскольку, даже имея опыт работы с детьми, я все равно не была готова к школьной специфике. Поначалу было довольно трудно выстроить линию поведения, при которой ученики бы не боялись задавать вопросы вне предмета, но сохранили понимание субординации и уважения. Трудно было добиться заинтересованности у некоторых детей, но наблюдение за тем, как проводит уроки мой наставник, и сделанные выводы, позволили мне выстроить понятное и комфортное взаимодействие с учениками и работать и даже со сложными детьми. Не скажу, что удалось найти подход абсолютно к каждому, однако большинство, по их собственному признанию, все-таки ходят на уроки с интересом.
Несмотря на сложность работы, огромную энергозатратность и ответственность профессия учителя – одна из самых важных в мире, и я бы хотела, чтобы государство уделяло больше внимания проблемам в этой среде. В особенности, молодым специалистам, которые, попадая в систему неподготовленными, нередко становятся ее жертвами и выгорают, имея при этом огромный учительский потенциал. Благодаря наставничеству и помощи у молодых педагогов расширяются перспективы, а школа, поддерживающая специалиста, получает ответственного и преданного учителя, который с горящими глазами готов отстаивать ее честь. А потому очень хотелось бы пожелать всем учителям попасть в такой коллектив мечты, развиваться и развивать любовь к знаниям у всех школьников XXI века