Галкина Е.А., воспитатель ГБДОУ детский сад №11
Козлова О.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 11
В нашем дошкольном образовательном учреждении патриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений работы.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, и именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. А уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются и как организована развивающая предметно-пространственная среда, окружающая ребёнка.
В нашей группе оформлен Центр Петербурговедения, который систематически пополняется наглядным дидактическим материалом и, конечно же, играми, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Нами разработана картотека дидактических игр для дошкольников, которые используются для изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга.
Однажды у детей возник вопрос: «А в какие игры играли дети в царские времена?» Чтобы удовлетворить детское любопытство, мы сделали подборку игр тех времён. В дальнейшем возникла идея проведения мастер-класса «Царские игры». Это мероприятие проводилось совместно с родителями и детьми нашей группы.
В ходе мастер-класса были представлены игры царской России, также участники мероприятия узнали историю их возникновения. Мы представили игры и в современной интерпретации, а еще предложили варианты, выполненные своими руками.
Игры с необычными названиями «Серсо», «Пузеля», «Бирюльки», «В гусёк» оказались очень знакомыми. «Серсо»- это игра, суть которой состоит в подкидывании обруча в воздух с последующим вылавливанием его при помощи палочки-шпаги. Эту игру в наше время мы называем «Кольцеброс». «Пузеля» была очень популярна в царские времена, а в современном мире она известна как «Паззлы». Одна из самых распространенных настольных игр царской России была «В гусёк», а сейчас это «Ходилки» или «Бродилки», где игроки перемещаются по игровому полю друг за другом на то количество номеров, которое выпадет на игральных кубиках. При царском дворе коротали вечера, играя в «Крестики-нолики», которые остались актуальны и в наши дни. А еще люди весело общались в компании, разбирая кучи бирюлек с помощью палочек с крючками, – сейчас дети с удовольствием играют в похожую игру «Башня».
В результате проведенного мероприятия родители наших воспитанников не только увидели «Царские игры», но и смогли вместе со своими детьми поиграть в них. Свои впечатления и эмоции они выразили в положительных отзывах о нашем мастер-классе.
Очевидно, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Мы должны опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, но и как на равноправных участников формирования детской личности.