Кропотова И.Г., старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 26
Кумляшова В.В., учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 26
Устьянцева Е.А., учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 26
Слязина О.А., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 26
Каждый ребёнок – особенный. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
В нашем учреждении созданы специальные условия для развития способностей к контакту, общению, игре у детей с особыми потребностями. Мы учитываем индивидуальные возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии (далее ОВЗ ТМНР), что позволяет формировать социальный опыт дошкольников в деятельности.
Социальный опыт в условиях ДОУ формируется в совместной деятельности и общении участников образовательных отношений. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
Педагогами групп со сложными дефектами был разработан и реализован педагогический проект «Шаг навстречу» (социализация детей с ОВЗ через создание интегративного театра) как пространство для взаимодействия участников образовательных отношений.
Театрализованная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств сотрудничества всех участников образовательного процесса, потому что отражает мир социальных отношений и помогает ребёнку с ОВЗ (ТМНР) преодолеть неуверенность и скованность, создаёт условия для партнёрства детей с ОВЗ и их родителей, условия для взаимодействия детей с ОВЗ и нормотипичных сверстников.
Итоговым продуктом взаимодействия участников педагогического проекта «Шаг навстречу» является инсценировка авторской сказки, адаптированной к возможностям каждого воспитанника с ОВЗ (ТМНР).
Проект носит долговременный характер и реализуется на уровне всего детского сада. Реализация проекта проходит в рамках временной формы интеграции, предполагающей объединение детей со сложными дефектами, их семей и воспитанников групп ОПД.
В рамках проекта педагоги организуют единую игровую среду по теме авторской сказки. Образы сказки служат единой сюжетной основой для переноса знаний, умений и навыков в различные виды детской деятельности.
Коррекционно-образовательная работа на основе использования театрализованных игр ведётся в тесной взаимосвязи с занятиями по образовательным областям, таким как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, а также в процессе музыкальных занятий, занятий с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом.
В организации процесса игровой деятельности принимают участие учитель-дефектолог, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог. Работу по обучению игре у дошкольников с ОВЗ (ТМНР) координирует учитель-дефектолог.
Подгрупповые и индивидуальные обучающие игры-занятия проводит учитель-дефектолог, а воспитатели расширяют, уточняют и закрепляют полученные игровые умения и навыки, необходимые для разыгрывания сказочных сюжетов.
На индивидуальных занятиях ребёнок с ОВЗ (ТМНР) учится фиксировать взгляд на движениях педагога, на изменениях его мимики, наблюдает за перемещением сказочных персонажей и их действиями. При необходимости педагог замедляет свои действия, выполняет их вместе с ребёнком, акцентируя его внимание на каждом этапе, направляет взгляд ребёнка на игровой персонаж или на соответствующее пантомимическое действие. Это способствует развитию зрительно-двигательной координации.
Учитель-логопед на индивидуальных занятиях для коррекции речевого развития подбирает упражнения, направленные на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности. Для стимуляции речи неговорящего ребёнка логопед использует отобразительные игры с героями авторской сказки, направленные на активизацию речевой деятельности, побуждает ребёнка с ОВЗ (ТМНР) к выражению желания общаться с помощью жестов, вокализаций, средств альтернативной коммуникации.
Воспитатели знакомят детей с художественным произведением, на основе которого построен сюжет авторской сказки, проводят игры-драматизации с использованием различных театров (настольного, пальчикового, театра на рукавичках и др.). В ходе изобразительной деятельности дети с помощью педагога изготавливают атрибуты к театрализации авторской сказки.
Музыкальный руководитель, участвующий в проекте, включает в репертуар своих занятий музыкальные образы героев, работает над музыкально-образными движениями персонажей авторской сказки.
Педагог-психолог развивает эмоциональную сферу: организует специальные игры, упражнения, этюды. Дети с ОВЗ (ТМНР) часто бывают напряжены, и для снятия у них эмоционального напряжения проводятся этюды на расслабление. Не все дети умеют правильно выражать свои эмоции, поэтому педагог-психолог включает упражнения, обучающие методам саморегуляции. Также проводятся игры для формирования позитивной атмосферы в группе, для развития чувства принадлежности, сплочения коллектива.
В силу своих особенностей воспитанникам групп со сложными дефектами сложно строить взаимоотношения друг с другом, их необходимо обучать общаться, обучать культуре общения.
При этом невозможно обучать детей общению, не включая их во взаимодействие друг с другом. Этим процессом необходимо специально руководить, создавать ситуации общения, подсказывать средства общения, помогать организовывать игры и совместную деятельность.
Педагоги ДОУ рассматривают детскую игровую площадку как социальную среду, в рамках которой возможно расширение границ между детьми с нормативным и особенным развитием, и считают, что коррекционно-развивающая работа, организуемая в рамках совместных игр в данных условиях, значительно повышает возможности социализации детей с ОВЗ (ТМНР).
Концепция взаимодействия детей на прогулке заключается во включении детей с ОВЗ (ТМНР) в совместный досуг и коррекционно-образовательную работу в условиях игровой площадки, а также в организации педагогами коллективных игр детей с ограниченными возможностями здоровья с нормотипичными сверстниками в рамках прогулок.
Прогулка как режимный момент создаёт прекрасные условия для общения. Педагогами создаются ситуации общения между воспитанниками групп со сложными дефектами и нормотипичными сверстниками. Педагоги создают игровые ситуации, подсказывают детям с ОВЗ (ТМНР) средства общения (вербальные и невербальные), организуют пальчиковые игры, игры с персонажами сказки. Личный опыт участников взаимодействия обогащается: дети активно контактируют, становятся более внимательными друг к другу.
Участие родителей во всех этапах реализации проекта способствует уточнению и расширению представлений о возможностях своего ребёнка с особыми потребностями, принятию его особенностей, способствует созданию продуктивных форм взаимодействия дома. Позволяет семьям воспитанников расширить социальный опыт, преодолеть барьер нетипичности собственного ребёнка.
Задачи взаимодействия:
- вовлечение родителей (законных представителей) в единое информационно-образовательное пространство, стимулирование их социальной активности;
- расширение спектра форм взаимодействия с родителями (законными представителями) посредством ИКТ;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ (ТМНР);
- оказание адресной консультационной помощи;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов родителей (законных представителей) и педагогического коллектива ДОУ.
Взаимодействие участников образовательных отношений при реализации педагогического проекта «Шаг навстречу» позволяет гармонично включиться в пространство интегративного театра.
Дети и их родители, братья, сестры, а также дети из старших групп совместно участвуют в театрализованной постановке, разыгрывают сюжет авторской сказки, учатся понимать своих партнёров, становятся актёрами. В ходе театрализованной постановки формируется позитивная атмосфера в группе участников, происходит их сплочение в дружный коллектив.
Находясь в пространстве интегративного театра, дети с особенностями в развитии общаются с детьми старших возрастных групп и перенимают их опыт социальных навыков поведения, а сверстники учатся принимать детей с ОВЗ (ТМНР) и взаимодействовать с ними. Все участники формируют позитивное отношение друг к другу и расширяют опыт социального взаимодействия.
Реализация педагогического проекта «Шаг навстречу» позволяет формировать у участников образовательных отношений следующие компетенции:
- участие нормотипичных детей в педагогическом проекте «Шаг навстречу» повышает их толерантность к детям из групп со сложными дефектами, формирует стремление к взаимопомощи и сотрудничеству;
- участие детей с особыми потребностями в педагогическом проекте «Шаг навстречу» расширяет их социальный опыт общения, формирует общепринятые формы взаимодействия и помогает понимать коммуникативное поведение собеседника;
- участие родителей (законных представителей) воспитанников в педагогическом проекте «Шаг навстречу» способствует расширению представлений о возможностях своего ребёнка, о формах взаимодействия с ним, взрослые получают положительный опыт партнёрства и сотрудничества с участниками образовательного процесса;
- участие педагогов ДОУ в педагогическом проекте «Шаг навстречу» совершенствует их профессионально-значимые личностные качества.
Таким образом, педагогический проект «Шаг навстречу» является эффективной формой взаимодействия участников образовательных отношений в группе детей со сложными дефектами, так как позволяет создать дополнительное пространство, в котором реализуются возможности детей с особыми потребностями, раскрывается потенциал семьи, формируется чувство толерантности у дошкольников с нормотипичным развитием, совершенствуются профессиональные компетенции педагогов.
Список литературы:
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
- Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник. – Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012
- Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б.Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009
- Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с2 до 4 лет). Авторы-сост.: О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-пресс», 2019