Штемпель Н.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Согласно ФГОС ДО важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности. Наиболее эффективны в этом смысле такие виды деятельности, как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д.
Одним из способов развития творческой личности является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес. Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы, подростки плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.
Принцип в работе с детьми по бисероплетению должен строиться по схеме «от простого к сложному».
Первый этап:
- сформировать представление об истории бисероплетения;
- научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
- учить правильно организовывать рабочее место;
- обучить детей основным понятиям (декоративно-прикладное искусство, бисер, стеклярус, бусина, леска, проволока, фиксирование, крутка, техника плетения);
- дать представление о разнообразии бисера;
- учить основным видам плетения (простые цепочки, петельное плетение, техника игольчатого плетения);
- научить работать с простыми схемами.
Второй этап:
- учить параллельному плетению;
- формировать умение смешивать в работе виды плетения;
- совершенствовать умения плести по схеме;
- формировать умение создавать схемы;
- формировать умение плести с опорой на образец, следуя словесным указаниям педагога.
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.