Микляев Л.А., учитель английского языка ГБОУ школы № 315
Мне посчастливилось посещать курсы для молодых учителей у доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и андрагогики АППО СПб Шевелева А.Н. Полное название образовательной программы для молодых педагогов «Петербургский педагогический опыт: реализация ФГОС-108». В данной статье я расскажу вам подробнее об этой замечательной программе, а также поделюсь личным опытом участия в ней.
За довольно простым и понятным названием скрывается глубокий смыл, это – не простые курсы. Вы не будете постоянно сидеть в аудитории и слушать бесконечные лекции. Программа, которую реализует кафедра педагогики и андрагогики, точно заинтересует каждого начинающего педагога, так как она, прежде всего, предлагает выйти за рамки привычного и даёт возможность побывать в разных образовательных учреждениях нашего города. Вы познакомитесь с особенностями образовательного процесса лучших гимназий, лицеев и школ Санкт-Петербурга, посетите большое количество открытых уроков у преподавателей различных предметов. Также курс предполагает обсуждение и анализ этих уроков, то есть мы – участники проекта и опытные коллеги старательно препарируем каждый этап проведённого открытого урока и высказываем своё мнение. Профессор Шевелёв А.Н. предложил нам для посещения и анализа большое количество уроков, но главное, на мой взгляд, – это именно обсуждение структуры уроков, которые мы посетили. Мы обмениваемся опытом, подмечаем интересные приемы, а также разбираем неудачные моменты.
Уникальность программы заключается в том, что мы не являемся только зрителями, хоть и вовлечёнными в чужой урок, мы сами проводим уроки на чужих классах, а затем наши уроки также подвергаются всестороннему анализу.
Мне посчастливилось вести урок английского языка в ГБОУ № 272 в 7-ом классе, это бесценный опыт, хотя, конечно, обстановка была щадящей – комфортная атмосфера, доброжелательные коллеги, скидка на молодость и неопытность. В такой обстановке принимать критику в свой адрес легче.
Помимо открытых уроков нам представился шанс посмотреть на учреждения изнутри. Оценить наполненность классов, их оборудование, ремонт, узнать историю известных школ. Так, например, меня поразила гимназия № 2 Адмиралтейского района. Я начал даже немного завидовать ученикам, посетив это учебное заведение, – ребята учатся будто в музее! Мраморные колонны, огромная лестница и просторные коридоры вкупе с высокими потолками, отделанными лепниной, – все это заставляет восхищаться красотой этой прославленной старинной гимназии.
А разве везде все так хорошо? Нет. Слышали ли вы о школах ШНОР? В рамках программы курсов мы увидели и иную сторону системы образования, побывали в школах, где неполные или перегруженные классы, слабое оснащение кабинетов, инклюзия, дети-инофоны. Но от этого у меня просыпается лишь гордость за то, что в нашей профессии есть люди, которые самоотверженно трудятся на благо детей в довольно необычных и трудных условиях.
Коллеги, с которыми мне удалось познакомиться, – это еще один важный и полезный аспект данного курса. Именно такое неформальное взаимодействие, профессиональное общение помогает обменяться опытом с учителями из разных районов, обсудить насущные проблемы, которые есть везде, посмеяться над ними. Проще говоря – завести друзей!
На начальном этапе вашей карьеры, когда многое не получается и возникает желание найти другую профессию, всегда полезно осознавать, что где-то есть такие же, как и вы, молодые специалисты, у которых точно такие же проблемы. Не буду кривить душой, а скажу прямо: данный курс даровал мне несколько новых друзей, с которыми можно обсудить профессиональные сложности и попросить совета в неформальной обстановке.
Подводя итог, я с уверенностью могу вам заявить, что этот курс позволит вам обсудить проблемы личностного и профессионального становления учителя, совершенствования его педагогического мастерства, вы станете лучше понимать, как устроена образовательная система школы, познакомитесь с современными гуманитарно-ориентированными образовательными технологиями, узнаете о проблемах педагогической диагностики и научитесь азам педагогического анализа урока. А ещё вы изучите историю педагогики Санкт- Петербурга и актуальные проблемы андрагогики!
У данной программы, на мой субъективный взгляд, нет минусов либо они незначительные. Я думаю, что эти курсы подойдут не только для молодых специалистов, но и для учителей, которые вернулись в профессию спустя несколько лет. Александр Николаевич Шевелёв придумал отличный проект, очень полезный, интересный, который показывает нам многообразие образовательных систем и образовательных возможностей. Отсюда и мой неприкрытый восторг этими курсами!
Единственное предложение разработчикам проекта – больше открытых уроков, которые проводили бы молодые учителя – слушатели курсов. Не все смогли, а кто-то не захотел показать свой урок, а ведь это стало бы отличным стимулом для профессионального роста!