Гарусина Е. И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Скокова С.Л., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Дошкольное детство является наиболее важным этапом всестороннего развития детей. Ребенок в этом возрасте эмоционально восприимчив и открыт для получения новых знаний. Экологическое развитие – одно важных направлений формирования личности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, то есть понимают общие для всех людей проблемы, стремятся их решать и, конечно, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы и помогают наладить взаимоотношения с ним.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Поэтому одной из наиболее важных задач в планировании работы по формированию и развитию детей является повышение педагогической грамотности родителей, суть которой состоит в том, что мы можем обучить родителей различным приемам и методам эффективного взаимодействия с ребенком с целью экологического развития. Это является побудительным стимулом, заставляющим родителей по-иному взглянуть на экологическое развитие детей.
В нашем случае результатом просветительской работы с родителями является создание группой родителей развивающей книги, идея которой направлена на формирование и закрепление экологических знаний детей.
Учитывая, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, книга носит познавательно-игровой характер, знакомит детей с правилами безопасной прогулки по лесу. Книга включает разделы, которые знакомят детей с правилами поведения в лесу, помогают детям запомнить названия грибов и ягод, рассказывают, как одеваться для похода в лес, как вести себя, если заблудился.
Книга состоит из 13 разворотов, задания в книге выполняются с помощью липучек и маркера. С первых страниц книги дети узнают, что можно взять с собой в лес, а чего брать не стоит, как можно вести себя в лесу, а как нельзя. Для закрепления данного материала используется игра «Можно – нельзя», в этой игре дети рассматривают знаки и делят их в соответствии с заданием на два столбика (картинки с карточками крепятся на липучки). В первом разделе имеется наглядный, красочный плакат, который помогает знакомиться с правилами безопасности при походе в лес.
Следующий раздел книги «Ягоды». Здесь дети могут разучить стихотворение «По лесочку я хожу» О. Тепляковой, что способствует не только экологическому, но и речевому развитию, а также развитию памяти детей. Затем можно приступить к разгадыванию загадок – таким способом дети закрепляют названия ягод, узнают, где они растут и можно ли их есть. Картинки с отгадками крепятся в клеточку для отгадки на липучку. Для закрепления темы есть игра «Съедобные – несъедобные ягоды». В этой игре дети распределяют картинки по двум корзинкам, корзинки разного цвета: желтая – для съедобных ягод (рядом с ней зеленый восклицательный знак), а бордовая – для несъедобных (рядом красный восклицательный знак, который предостерегает об опасности). Картинки также крепятся на липучки.
Раздел книги «Грибы» построен по принципу предыдущего раздела. Здесь дети знакомятся с названиями грибов, их строением и делением на съедобные и несъедобные.
В разделе «Растения» дети знакомятся с лекарственными травами и ягодами. Для того чтобы заинтересовать детей, сначала читаем мини-книжку «Сказка про лекарственные травы» (автор П. А. Синявский), затем можно заучить отрывки, которые больше всего понравятся детям, или выучить сказку и сделать театральную постановку – все это вызывает у ребят огромный интерес и будет способствовать эмоциональному, речевому и экологическому развитию.
Также в этом разделе есть глава «Лекарственные растения леса», она знакомит детей с лекарственными растениями лесов нашей страны, их внешним видом. В этой главе рассказывается, где растут, когда готовы для сбора, чем полезны и как можно применять те или иные растения для лечения в домашних условиях (энциклопедические данные).
Для закрепления полученных в данном разделе знаний создана дидактическая игра «Знаток лекарственных растений». Цель игры – знакомство детей с лекарственными растениями нашей страны. Игра состоит из парных карточек, на одной из которых изображено растение (ребенок рассматривает внешний вид: стебель, форму листочков, соцветия, окраску цветка и плода, если таковой имеется), на второй – плакат с растениями, среди которых ребенок находит растение с первой карточки. На первоначальном этапе дети знакомятся с растениями. Воспитатель рассказывает о некоторых свойствах этих растений.
Игра имеет три варианта с постепенным усложнением.
1 вариант. Ребенку предлагается карточка, сначала он рассматривает изображение отдельного растения, а затем находит его на плакате, на второй половине карточки. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно читать названия растений.
2 вариант. Если ребенок достаточно хорошо научился работать с отдельными карточками, можно усложнить игру. После того как ребенок нашел растение с первой карточки, он читает название растения внизу второй карточки и находит парную карточку, на которой отдельно изображено нужное растение, снова находит его на второй половине карточки, читает название растения внизу карточки и ищет следующее.
3 вариант. Игра по принципу домино. В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек. Первый ребенок выкладывает карточку на стол, называет растение, находит его на карточке-плакате, а затем называет растение, которое написано внизу карточки-плаката, дети ищут у себя парную карточку с нужным изображением и выкладывают рядом с предыдущей карточкой.
Следующий раздел книги «Насекомые». Насекомые также являются обитателями окружающей среды, они являются неотъемлемой частью круга жизни, и исключать их из цикла знакомства ни в коем случае нельзя. В этом разделе дети знакомятся с разнообразным миром насекомых, их средой обитания, строением насекомых. Для этого в книге есть карточки «Опасные насекомые», которые содержат яркие иллюстрации и информацию о вреде данных насекомых для человека. Дети узнают, почему нужно опасаться этих насекомых и какие меры необходимо принять, если встреча с ними произошла. Также дети рассматривают карточки с насекомыми, которые не представляют опасности для человека. Для закрепления темы в книге есть игра «Насекомые», которая представляет собой два круга с липучками: зеленый, где должны расположиться безопасные для человека насекомые, и красный круг с липучками, внутри которого должны расположиться вредные для человека насекомые. Не менее ярким этапом знакомства с насекомыми будет заучивание стихотворения «Насекомые» О. Киселевой, которое находится в начале данного раздела.
Авторами книги детально разработан раздел «Одежда». Начинается он с плаката, на котором изображен человек в одежде, наиболее подходящей для похода в лес, показано, какие защитные элементы должна содержать одежда, чтобы в лесу вас не покусали насекомые. Очень важен цвет и качество ткани одежды – если вдруг вы заблудились, яркая одежда поможет вас быстрее найти, а плотная надежная ткань защитит от ночной прохлады в случае ночёвки в лесу. Для того чтобы ребенок лучше запомнил эти правила есть игра на липучках «Мы идем в лес». Цель игры заключается в том, чтобы надеть на девочку и мальчика одежду, в которой можно идти в лес. Закрепить знания о том, что нужно обязательно взять с собой при походе в лес, дети смогут с помощью игры «Рюкзак», цель которой – сложить в рюкзак только те предметы, которые необходимы в лесу.
На последней странице книги расположен плакат «Школа выживания. Что делать, если ты заблудился?» С помощью этого плаката можно наглядно рассмотреть варианты того, как вести себя и что предпринимать, если ты заблудился в лесу.
Также в книге есть карточки с лабиринтами по всем разделам книги, в которых дети с помощью маркера выполняют задания. Книга выполнена из яркого, красочного материала, её листы заламинированы. Такая книга вызывает у детей только положительные эмоции.
Вся работа с заданиями книги познавательна и привлекает внимание детей.