Беккер Е.А., музыкальный руководитель ГБДОУ № 29
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они часто конфликтуют с другими детьми, обижаются, ссорятся. В обычном понимании агрессия – это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения – устранение перечисленных препятствий.
Детская агрессивность – явление нормальное в рамках психологических особенностей каждого возраста. И взрослым, а особенно педагогам, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Дети ранимы и беззащитны, их легко обидеть или обмануть, и в большинстве случаев детская агрессия – всего лишь протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав. Не имея возможности адекватно отреагировать на агрессивное поведение взрослых, агрессивность детей больше проявляется именно по отношению к сверстникам.
Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к семи годам идет на спад. И тут нашим детям нужна скорее помощь и понимание, чем строгость.
В последнее время педагоги все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Это было, конечно, и раньше, но, по наблюдениям педагогов со стажем, – значительно реже. Сегодня педагоги нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, при встрече с детской агрессией.
Одной из наиболее эффективных форм работы по снятию агрессии и мышечного напряжения у детей дошкольного возраста является танцевально-двигательная деятельность.
Танцевально-двигательная деятельность – это использование танца как системы движений, отражающих переживания и характеристику личности, для повышения самооценки через осознание и принятие собственного тела, для освобождения от подавленных чувств и скрытых конфликтов, снятия напряжения.
Цели танцевально-двигательной деятельности:
- освоение различных способов расслабления;
- развитие артистического, эмоционального и двигательного поведения;
- снятие стресса, выход заблокированной агрессии;
- высвобождение подавляемых эмоций;
- избавление от страха перед аудиторией;
- повышение уровня самооценки и уверенности в себе;
- положительное восприятие себя и ощущение личностной свободы;
- осознание и принятие своего тела;
- сплочение коллектива, коррекция отношений в группе.
Танцевально-двигательная деятельность помогает детям пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Через двигательное взаимодействие педагог помогает детям проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию.
Особый акцент делается на помощи ребенку двигаться с другими на основе взаимности, выражать чувства и тревоги символически, посредством движения, и обеспечить альтернативы девиантному поведению.
Внимательно наблюдая, как ребенок ведет себя в танце, можно определить, какие области тела у него зажаты (руки, плечи, ноги), и подбирать следующие упражнения для снятия именно этих мышечных напряжений, чтобы позволить выплеснуть агрессию и стресс, скопившиеся в теле.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения можно проводить на музыкальных занятиях, после игры, чтобы успокоить эмоции. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ему лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.