Лощинская И.В., старший воспитатель ГБДОУ № 16
Ластовская О. В., воспитатель ГБДОУ № 16
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать в человеке чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.
Основываясь на психологических особенностях дошкольника, а именно – на эмоциональном восприятии окружающего, образности и конкретности мышления, глубине и обостренности первых чувств и многом другом, можно с уверенностью сказать, что одной из наиболее эффективных форм работы в рамках патриотического воспитания является экскурсия. Она позволяет подкрепить имеющиеся знания детей об окружающем их социуме личным практическим чувственным опытом, который впоследствии станет прочным фундаментом для дальнейшего усвоения новых знаний об истории и традициях семьи, родного края, страны и формирования собственной гражданской позиции.
ГБДОУ № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга активно использует экскурсии не только в рамках патриотического, но и в рамках экологического образования воспитанников. Это и экскурсии в Екатерининский парк, в Александровский парк, на Колонистский пруд и т.д.
Очень интересным оказался поход на особо охраняемую природную территорию «Долина реки Поповки». Дошкольники совместно с педагогами рассмотрели геологические обнажения на реке Поповка, повторили правила поведения на особо охраняемой природной территории, проводили исследования. Дети проявляют живейший интерес к занятиям на природе, повышая самооценку. А главное, дошкольники получают возможность осознать, прочувствовать, что человек является частью природы, а не ее хозяином.
В процессе экскурсии к любому объекту Царского Села педагогами подбираются интересные задания и игры, которые способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, а также воспитанию патриотических чувств.
Так, музыкальным руководителем Кондрашиной Д.Г. была создана методическая разработка «Цикл занятий с элементами арт-терапии «Тайна Чёрной Маски». Это игра – путешествие по Царскому Селу. Цель – приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям города Пушкина через игру, театрализацию, движение, творческое самовыражение. Игровые занятия проходят на Царскосельском вокзале, в Царскосельском Лицее, в Китайской деревне Александровского парка, в Екатерининском дворце.
Активно работая в направлении патриотического воспитания детей дошкольного возраста, мы взаимодействуем с педагогами Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга и также вместе ходим на экскурсии.
Совместная работа по разработанному плану способствует дальнейшей социализации дошкольников посредством познавательных бесед, игр и программ, тем самым расширяя кругозор детей.
Для родителей маленьких путешественников сотрудниками детского сада был разработан авторский путеводитель «Прогулки по Царскому Селу». Он полезен для организации семейных выходных, совместных экскурсий. Познавательные факты достопримечательностей Царского Села позволяют более подробно узнать об истории города, воспитать у детей чувство гордости и патриотизма. И как следствие – одновременно происходит и ведение природоохранной деятельности по отношению к своей малой родине.
Занимаясь уже не первый год вопросами патриотического воспитания, мы хотим отметить эффективность именно экскурсий, на которые дети ходят с удовольствием. Дошкольники долго вспоминают увиденное, делятся впечатлениями. После экскурсий возникает множество новых вопросов, побуждающих детей к познавательной активности. Впоследствии мы наблюдаем, как ребята отражают увиденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности.
Несмотря на то что организация экскурсий — это трудоемкий и не всегда быстрый процесс и требует большой спланированной работы, на наш взгляд именно эта форма работы в направлении патриотического воспитания оправдывает все средства, затраченные на получение результата.