Прудкая Н. В., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 11
В данной статье мы рассмотрим самые частые нарушения, которые ведут к безречью. Многие из этих нарушений вы можете заметить у ребенка еще до момента обращения к специалисту, который либо даст вам рекомендацию по коррекции нарушений, либо выяснит, что основные функции сфер развития у вашего ребенка в норме, и вы снизите свою тревожность.
Часто приходится слышать: «Мой ребенок не говорит, потому что он ленится!» или «Он весь в папу. Тот тоже поздно стал говорить». Это всего лишь миф.
Дети не говорят потому, что у них нарушена хотя бы одна из необходимых для речи сфер развития. И мы рассмотрим некоторые частые нарушения, которые ведут к безречью.
Первой основной причиной является нарушение понимания речи.
Чтобы у ребенка «запустилась речь», необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции.
Некоторые «неговорящие» дети могут владеть довольно большим пассивным словарем, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания. О таких детях родители обычно говорят, что они все понимают, только не говорят. У других же детей и понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удается установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.
В период 2.5 года малыш должен понимать инструкции без зрительной и жестовой подсказки, выполнять просьбу взрослого (например, «принеси из шкафа шапку и шарф», «принеси из кухни яблоко», в магазине попросите показать тот или иной предмет, знакомый ребенку); понимать и знать глаголы действия, признаки предметов (кто прыгает, летает, лежит, сидит, спит, что здесь горячее, а что холодное, вкусное-невкусное, красивое-некрасивое, большое-маленькое и т.д.). Таким образом, ребенок должен ориентироваться на вашу речь.
Если ребенок может выбрать конкретный предмет из множества других предметов, умеет выполнять инструкцию, состоящую из 2-3 просьб или указаний, тогда все замечательно. Но если вы заметили, что понимание речи развивается не по норме, нужно продолжать с помощью игрушек, картинок обогащать словарный запас и обратиться за консультацией к специалисту.
Другой основной причиной отсутствия речи может быть нарушения слуха.
Часто родители не замечают данное нарушение по причине того, что ребенок находится в привычной домашней обстановке и речь взрослого подкрепляется жестом, зрительной подсказкой, мимикой. Данное нарушение можно проверить, если обратиться к малышу шепотом, когда он играет, сидит к вам спиной или находится в другой комнате. Понаблюдайте, как он реагирует на звуки окружающей среды. Воспроизведите за спиной ребенка какое-то действие и посмотрите, как малыш отреагирует. Если есть хоть какие-то малейшие подозрения на нарушения слуха, необходимо его обязательно проверить на наличие таких проблем.
Следующая причина отсутствия речи – нарушение коммуникации.
Обратите внимание, как ребенок играет с вами, как взаимодействует с окружающим миром. В 2 – 2,5 года ему интереснее играть с вами или одному?
Принимает ли он игру, которую вы ему предлагаете (например, покатать машинку, положить куклу спать, покормить мишку). Должен быть легкий сюжет, а не манипуляция с предметом (подбрасывание или катание туда-сюда предмета). Важно, чтобы у ребенка присутствовал зрительный контакт с вами.
Понаблюдайте, как он на вас реагирует? Смотрит ли вам в глаза? Интересно ли ему с вами играть? Как он реагирует на других людей: детей и взрослых?
Если у него нет интереса к игре, то нет интереса и к речи.
Речь – это коммуникационная функция. Поэтому за такой сферой родителю тоже необходимо внимательно проследить и исключить проблему с коммуникацией.
Следующей причиной может быть причина интеллектуального развития. Нарушение интеллектуального развития не говорит о том, что у него умственная отсталость. Здесь необходимо оценить уровень интеллекта малыша, развитие его мышления. Если ребенку меньше трех лет, необходимо играть с ребенком в игры на развитие интеллекта, чтобы в три года родители не беспокоились за него. Дети с пониженным интеллектом, как правило, сильно отстают в речевом развитии тоже.
В 3 года можно пройти диагностику и консультацию у психолога.
Также есть еще одна основная причина, которая часто встречается в практике. Это нарушение «артикуляционного праксиса». У малыша наблюдаются расторможенность в общей моторике: неловкие движения в теле, его пошатывает.
В артикуляционной моторике таким детям трудно делать движения губами, они не понимают, как правильно поставить язык, чтобы получить звук или серию звуков. Это может быть сильно сцепленные губы или, наоборот, их несмыкание, вываливание языка из приоткрытого рта, слюнотечение (особенно при разговоре), невозможность вытянуть губки в трубочку и выполнять движения языком вверх-вниз и т.д. Если у ребенка тяжелые нарушения в артикуляционном праксисе, то это также может привести к безречью.
Причина безречья есть всегда, и пока что мы рассмотрели лишь некоторые из основных:
- развитие артикуляционного праксиса;
- развитие игровой и коммуникативной деятельности;
- развитие интеллекта;
- развитие понимания речи и слуха, которые могут вести к безречью.
Опираясь на эту информацию, каждый родитель может дома присмотреться к своему ребёнку, чтобы исключить какие-то нарушения. Если вы видите, что хотя бы одна из этих сфер нарушена, необходима консультация специалиста: логопеда, психолога, дефектолога.
Уважаемые родители! Помните, что успех исправления нарушений речи во многом зависит от сроков начала коррекционной работы. Чем раньше будет выявлена проблема в речевом развитии ребёнка, тем эффективнее будет помощь специалиста. Результат коррекции нарушения речи напрямую связан с тем, насколько регулярно умения, полученные ребёнком на занятиях с учителем-логопедом, закрепляются дома с родителями в ходе игр и общения.