Агафонова И.Ю., учитель русского языка и литературы ГБОУ № 464
Виктор Афанасьевич Ильев, режиссер, театральный педагог, говорил: «Театральная педагогика дает пример воспитания не только автора, но и человека, творца вообще. Она помогает увлечь его, повлиять на него, преобразить».
Жила-была девочка… Девочка, как девочка… Две косички. Два озорных глаза и море фантазии. Училась она в школе. Как училась? Как все. Ходила в коричневом платье с фартуком. Делала уроки, шалила.
Одни учителя ей нравились. Они были открытыми, веселыми, отзывчивыми. Могли из любого скучного урока разыграть целый спектакль, такой, что у девочки глаза загорались, и дух захватывало от восторга. Такие учителя не знали «неудобных» вопросов. И отметки у ребят были хорошими, и знания крепкими.
А бывали и другие учителя – правильные. У таких дважды два всегда было четыре. А еще девочке нравился театр и классная руководительница, с которой ребята театр посещали. А потом долго и страстно обсуждали увиденное. Спорили, не соглашались, предполагали…
Прошли годы. Девочка выросла и вернулась опять в школу. Она не забыла ни своих любимых учителей, ни классную руководительницу, ни театральные уроки.
Проработав 30 лет в школе учителем, я с уверенностью могу сказать, что мало научить ребенка грамоте и безошибочному счету. Ни одна формула, ни одно правило не сделает его человеком. Тем более счастливым человеком, если нет в нем любви к близким, не заложено любви и уважения к истории родной земли, и отсутствует потребность фантазировать.
«Целью школы всегда должно быть воспитание личности, а не специалиста», – говорил Альберт Эйнштейн. И хотя в современном мире многие ориентиры сместились, главной задачей своей работы в школе я вижу воспитание человека и гражданина. Основным направлением вижу патриотическое воспитание.
В качестве основной воспитательной технологии я использую театральную деятельность. Ведь, по словам Шиллера, театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу. Моя работа – это не театр в полном его понимании. Но часто классные часы мы проводим в форме литературно-музыкальных композиций, ролевых игр, ставим спектакли, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, проводим вечера юмора, организовываем митинги, участвуем в конкурсах сценического чтения.
Театральная деятельность в воспитательном процессе помогает пробудить в учащихся искреннее чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за победы своих дедов и прадедов.
Возможность на время ощутить себя другим человеком, с его страхами, слабостями, болью, помогает через эмоции раскрыться лучшим нравственным качествам воспитанников: доброте, дружбе, состраданию. Терпению и терпимости.
В моих классах царит атмосфера понимания и взаимопонимания, дружелюбия и доверия. Можно сказать, что ребята с честью несут звание ученика, гражданина и патриота.
Только за последние два года учащиеся моего класса подготовили шесть театральных постановок. Кроме этого, юмористический спектакль «Такая разная любовь», к началу блокады – «Позовите, пожалуйста, Нину», показали спектакль «Линия Марты», а к фестивалю театральных коллективов постановку «От героев былых времен», посвященную 75-летию победы.
Мы участвовали в восьми школьных и городских митингах, в трех школьных конкурсах сценического чтения. Провели четыре тематических классных часа для учащихся 5-6 классов. Стали победителями в разных номинациях двух театральных фестивалей, проводимых администрацией Муниципального образования г. Павловск.
Я уверена, что история девочки, которую я рассказала вначале, будет повторяться вновь и вновь. Цепочка добра, любви и творчества не прервется. Я уверена:
Не может пересохнуть океан,
От малой искры снова разгорится пламя.
Душа, что отдана моим ученикам,
Взрастет любви и доброты прекрасными плодами.