Иванова М. П., воспитатель ГБДОУ детский сад № 11
Город – один из сильнейших и полнейших воплощений культуры,
один из самых богатых видов ее гнезд, где цветут высшие дары человечности.
И.М. Гревс
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом, но в тоже время интересным и познавательным. Однако непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с историей Санкт-Петербурга достаточно сложна для восприятия детей. Почему? Во-первых, материал насыщен энциклопедическими данными, трудной для произношения и понимания детьми терминологией. Во-вторых, фамилии известных архитекторов, скульпторов и многих знаменитых людей, оставивших творческий след в нашем городе, даты, с которыми связана жизнь города, достаточно сложны для восприятия дошкольника. В-третьих, объем знаний, которыми должны овладеть дети, довольно большой. А знания эти очень важны! Конечно, встает вопрос: «Как же познакомить дошкольников с Санкт-Петербургом, как воспитать в них настоящего петербуржца?»
Одним из средств, помогающих решить эту проблему, служит, конечно, игра. Ведь игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития дошкольников. Дидактические и интерактивные игры для дошкольников на занятиях по ознакомлению с Петербургом – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры помимо обучения у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование игр по петербурговедению – это хорошее средство закрепления полученных знаний как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.
Для того чтобы дошкольникам был более доступен материал, я создала картотеку дидактических игр по ознакомлению с городом, разработала настольно-печатные и дидактические игры-мемо «Екатерининский дворец» и «Александровский и Екатерининский парк», которые дети используют в свободной деятельности, закрепляя в игре свои знания. Не остаются в стороне и родители воспитанников – вместе с детьми они изготовили лото «Санкт-Петербург», интересные игры-ходилки. Также мы закрепляем свои знания по ознакомлению с родным городом с помощью интерактивных игр.
Ознакомлению дошкольников с историей Санкт-Петербурга помогают виртуальные экскурсии. Ведь важно не только рассказать о достопримечательностях родного города, но и рассмотреть их. История создания Санкт-Петербурга интересна, и как раз виртуальные экскурсии помогают погрузиться в атмосферу города. Такие формы работы формируют представления о родном городе, активизируют познавательных интерес, способствуют проявлению положительных эмоций, социализации детей, делают образовательный процесс более интересным, качественным, результативным. Виртуальные экскурсии способствуют расширению у детей кругозора, эстетического и духовного уровня. Ребенок, не покидая дошкольного учреждения, сможет познакомиться со своим городом, окружающей природой и через такое знакомство приобщиться к социокультурным нормам.
Важным моментом в формировании представлений о родном городе является способность ребёнка мыслить яркими образами. Поэтому необходимо подавать материал красочно, интересно, с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, знакомить его с историей и достопримечательностями города с помощью средств и методов, соответствующих возрасту, а также вести работу с родителями, организовывая совместные экскурсии по городу. Например, осенью мы с ребятами посетили Павловский парк и побывали в роли экскурсоводов, где дети рассказали об Александровском дворце и Храме дружбы.
Экскурсии рассматриваются как образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике познакомить дошкольников с историей и культурой родного города, развить в детях любовь к Родине, отзывчивость, духовность и нравственность. Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге. А совместные экскурсии по городу, в музеи не только сближают родителей и детей, но делают их мир ярче.
Также в своей работе я использую такие известные и часто встречаемые формы работы, как беседы, наблюдения, экскурсии, игры, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, организую соответствующую тематике продуктивную деятельность и т.д.
Санкт-Петербург – город с трехсотлетней историей. Несколько столетий – небольшой возраст для города. Однако за три века стремительного роста и развития наш город совершал неожиданные повороты и выбирал свой собственный путь. Наш город – один из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников и достопримечательностей. Это не только отдельные здания, но и улицы, и площади, и набережные Санкт-Петербурга, которые являются исторической ценностью и могут радовать своим видом гостей и жителей Петербурга.
Очень важно с малых лет ощущать себя настоящим петербуржцем. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества.