Митрофанова С.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида
Куликова Ю.Б., старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида
Откуда приходит творчество?
Рождается как вдохновение.
Отчего нам порою хочется делиться души настроением?
Быть может, оно таится в лучах восходящего солнца,
А может, оно из листьев танцующих с ветром берется?
Поет оно звоном капели, звучит голосами детскими.
Так где живет Вдохновение?
Там, где нет ничего дороже, чем ценность детской идеи.
Она воплотиться может в концерте и в фестивале,
В спектакле, а может быть, в конкурсе.
Прекрасными голосами сольется в симфонию творчества!
Третий год группа общеразвивающей направленности 7 «Колокольчик» ГБДОУ детский сад № 4 Пушкинского района Санкт-Петербурга является инновационной площадкой образовательной программы «Вдохновение». Деятельность в реализации этой программы отличается от деятельности, прописанной в других программах. Основной ее принцип – это поддержка детской инициативы. Создается атмосфера без ограничений, без жесткой регламентации, при которой дети задумывают и реализуют собственные планы. Педагог способствует проявлению детской инициативы, помогает реализовывать детские планы и в процессе их реализации решает педагогические задачи. Педагог стимулирует детей к поиску собственных решений. Он наводит их на размышления и приводит к более глубокому осмыслению, погружению в предмет исследования, а это развивает терпение и выдержку. Мы показываем пример совместной работы и становимся надежными партнерами для детей по реализации совместно задуманных планов.
За это время мы достигли хороших результатов. Мы создаем необходимые условия образовательной деятельности, которые позволяют детям стать полноправными участниками образовательного процесса, основанного на сотрудничестве детей и взрослых, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс.
Программа способствует яркому проявлению детской самостоятельности и инициативы – воспитатель выступает модератором. Каждого ребенка можно увидеть в проекте. Новизна способствует интересу ребенка, а мотивация – это 50 % успеха.
Вся образовательная деятельность сконцентрирована в центрах активности, которые постоянно обновляются в зависимости от темы исследования и проекта, что позволяет детям выбрать для себя интересное занятие. А совместно выбранная тема мотивирует детей на разные виды деятельности: познавательную, творческую, техническую, совместную или индивидуальную. Насыщенные центры активности видоизменяются, в зависимости от запросов детей. Интерьер группы становится уникальным образовательным пространством в зависимости от темы проекта и возможности самовыражения. Переносные ширмы и подушки помогают трансформировать среду. Грамотно организованная РППС в группе дала возможность детям проявить самостоятельность в решении игровых ситуаций, в выборе материала и видов деятельности, в выборе партнеров. Все материалы доступны дошколятам. Каждый развивающий центр стал местом для самостоятельного творчества детей, экспериментирования и поиска творческих идей.
Программа способствует эмоциональному развитию. Наша задача – следовать за инициативой ребенка, за логикой его развития. Развитие эмоционального интеллекта – одна из приоритетных задач, ведь современные дети бедны на эмоции. Как решать эту проблему, если надо реализовать тему? Следовать поставленным задачам, использовать комплексный подход. Мы воспринимаем учение как приключение, а детей считаем полноправными участниками, активными и самостоятельными в своей работе. Педагог выступает лишь в роли помощника. Процесс сотворчества в детско-взрослом сообществе очень увлекателен. Мы учитываем и выявляем таланты каждого ребенка: кто-то хорошо поет, кто-то танцует или читает стихи, кто-то рисует – так каждый ребенок в группе раскрывается в творчестве по-своему и учится новому, а благодаря вкладу каждого мы достигаем общей цели.
В чём же особенности нашей образовательной деятельности? «Зажечь» наш день помогает Утренний совет, на котором мы обсуждаем впечатления о выходных днях, выясняем, что детям интересно, что они хотели бы узнать, какое у них настроение. Затем плавно подводим ребят к теме дня или недели. Каждый день в жизни ребенка – это не просто временной отрезок с какими-то делами, а маленькое событие. Педагогам интересны наблюдения и переживания детей, их идеи и впечатления. «Детский совет» стал одной из любимых технологий, обучающей детей общаться, высказывать свое мнение, играть, обсуждать проекты, вырабатывать правила и делать выбор. Дети учатся объяснять своими словами свое состояние, внимательно выслушивать, уважать мнение сверстников и взрослых, планировать собственную деятельность, рассказывать о своих действиях. Также они учатся работать без конфликтов в парах, группах, совместно добиваться единых целей, распределяя обязанности для их реализации.
Каждое время года богато на свои события, стоит только присмотреться. Помимо общеизвестных праздников, есть много интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместного творческого времяпрепровождения взрослых и дошколят. Мы выбираем те из них, которые им понятны и послужат искрой для совместной деятельности. Они помогают скрасить будни наших детей и гарантируют им отличное настроение. Подключение детей к планированию праздников – довольно новая форма работы для нас. Они активно включаются в планирование детских мероприятий, а мы выслушиваем и учитываем их пожелания. Не всегда день может пойти по плану. Иногда предложения ребят приводят к тому, что проект недели получает несколько направлений и становится долгосрочным. В начале учебного года у наших детей была встреча со сказочными героями, тем самым мы задали настрой на познавательную деятельность, которая также может осуществляться в разных формах и в непривычной образовательной среде. Мы стараемся проводить свои мероприятия не только в зале, но и в группе, и на улице. Викторины, загадки, конкурсы, задорные танцы – вся эта атмосфера приглашает ребят в путешествие по стране знаний. Проекты недели – это симфония сотворчества. Не раз тема «выплескивалась» за границы Центров, которые предусмотрены в группе. Тогда дети получают право сформировать самостоятельно свое пространство и делают это с энтузиазмом. Что мы только ни делали в группе! Дети получают впечатления и знания от насыщенного дня и несут эту «искорку» домой.
Подведение итогов или что у нас получилось? Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексии.
Итоговый сбор проводится ежедневно или в конце недели после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центрах, выбранных ими (искусства, математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.) или по завершении самого проекта. Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И есть еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом, вселить в детей чувство уверенности в своих силах.
В совместном планировании мы применяем модель трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать (где можем найти информацию)?
К каждому мероприятию мы составляли совместно с детьми «паутинку». Например, составление паутинки на тему «Космос»:
- Центр творчества: нарисовать планеты; слепить космонавта.
- Центр математики: решить космические примеры; посчитать космонавтов.
- Центр книги: сделать книжку-малышку с загадками; придумать загадки о космосе.
- Центр науки: изучить созвездия; хоть раз посмотреть в настоящий телескоп.
- Центр конструирования: построить космическую станцию из лего.
- Центр развития речи: сочинить сказку о космических обитателях.
- Работа с родителями: выставка работ; презентация «Наша планета – наш детский сад».
В своей работе мы активно используем наблюдения, которые являются наиболее точным методом исследования. В процессе наблюдений мы соблюдаем принцип уникальности и целостности личности каждого ребенка, признание за ним права на самостоятельные действия, даже если они ведут к ошибке, принятие его индивидуальных особенностей. Всего несколько записей позволяют увидеть динамику развития ребенка сразу во многих направлениях; мы не делаем преждевременных выводов, чтобы сохранить открытость восприятия; соблюдаем принцип безоценочности при описании наблюдений. Руководствуясь пунктами ФГОС ДО о привлечении к работе всего педагогического состава, вовлекаем в наблюдения и помощника воспитателя, и музыкального руководителя, и инструктора по физической культуре.
Внедряя Программу в жизнь нашей группы, мы сделали так, что проекты стали рядовыми мероприятиями. Темами для них становятся текущие события. Идеи подсказывают порой сами дети. Участие в проектах добровольное – присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение возможны в любое время. В центре внимания находятся интересы, потребности и деятельность детей. В связи с этим мы выполняли следующие задачи:
- развиваем высказанные детьми идеи и мысли, которые могли бы стать основой проекта;
- четко обозначаем вместе с детьми начало проекта посредством выбора темы и постановкой цели;
- доверяем детям и даваем им возможность действовать самим;
- не ограничиваем работу над проектом во времени, завершаем его в зависимости от его хода и потребностей участников.
А также активно вовлекаем в процесс сотворчества родителей воспитанников.
В течение всего учебного года мы поддерживаем интерес к любой деятельности каждого ребенка и даем им возможность играть. По нашему мнению и наблюдению, дети через игру раскрепощаются и учатся.
Многие математические понятия и действия дети осваивают самостоятельно, просто наблюдая за действиями взрослого или более умного сверстника. И наша задача заключается в том, чтобы придать им смысл, облечь в правильные слова, направить в нужное русло и показать область применения. Иногда дошколята примеряют на себя роль воспитателя, помощника воспитателя, медицинской сестры. Привлекают их и другие профессии, что также соответствует задачам Федерального Стандарта.
Активно используем в работе разные виды театра. Например, настольный театр помогает детям знакомиться с сюжетами произведений. Благодаря наглядной форме детям проще следить за ходом повествования, театр способствует высокой эмоциональной вовлеченности детей в происходящее, а, следовательно, улучшает концентрацию внимания и запоминание. Театр теней развивает фантазию, воображение и творческие способности, дети планируют свои действия, работают совместно, распределяют последовательность выступления, получают познания в области света и тени. Театр пальчиковых кукол развивает самостоятельность: дети сами изготовляют куколок, совместно сочиняют сюжет пьесы, импровизируют, говорят о своих эмоциях и выражают их, используют технику оригами для изготовления кукол.
Мы взаимодействуем с ребенком, выстраиваем с ним диалог, и незаметно появляется интерес ребенка к деятельности и творчеству. Мы вдохновляем детей и вдохновляемся сами. Удивляем и удивляемся. Радуемся вместе с детьми и учимся у детей их взгляду на мир.
И все это говорит о том, что мы выбрали правильный курс! А ребенок из «стороннего наблюдателя» превращается в автора, активного деятеля, способного самостоятельно думать, творить, решать, изобретать.