Мещерякова О. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 12 комбинированного вида
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает формирование экономической культуры детей дошкольного возраста, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни. Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже и для дошкольного возраста. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные партнерские отношения в детском коллективе. Осознаются правила честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Это на первый взгляд экономика и ребенок кажутся абсолютно не совместимыми понятиями. Но современный ребенок уже с самого начала своей жизни попадает в экономическую среду, в которой используются специальные слова и определения. В нашей жизни постоянно происходят различные экономические процессы, затрагивающие абсолютно всех людей, независимо от их профессии и возраста. Продажа и покупка товаров в магазинах и в интернете, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете – это далеко не всё, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста. Нынешняя жизнь непредсказуема и очень интересна, поэтому разнообразные экономические процессы так притягивают детей, и первоначальные экономические представления они приобретают самопроизвольно, на своём жизненном пути. Это происходит в беседах с друзьями, в разговорах со взрослыми, при просмотре телевидения.
Механизмы хозяйствования требуют от людей определенных качеств, а также особенного уровня экономической культуры. С понятиями экономики дети дошкольного возраста встречаются во всех сферах современной жизни: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее. Поэтому экономическое воспитание рассматривается как одна из граней воспитательного процесса детей дошкольного возраста; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания.
Это направление воспитания в сегодняшнее время доверено именно семье. Ведь в семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни. Ребенок –важная составляющая жизненного функционирования семьи, ее обихода и ежедневных забот. Как раз в своей семье он получает первоначальные экономические представления, знакомится с интересами и потребностями семьи, сопоставляет понятия «работа» (мама на работе, папа работает) и «деньги» (папа и мама работают, и за это они получают деньги). Ребенок начинает понимать, для чего нужны деньги, в семье он знакомится на практике с процессами купли и продажи, с понятиями «рынок», «магазин».
Дети сами начинают принимать участие в процессе покупки товаров (подают деньги, берут чек и сдачу). Ребенок по поручению родителей самостоятельно ходит в магазин и совершает покупку. Такие поручения он осуществляет с большой радостью, ведь так он реально приобщается к миру взрослой жизни. Дети начинают чувствовать себя соучастниками совместных дел семьи.
Современные дети – это будущие школьники, потом студенты и, конечно же, работники. Вот поэтому багаж знаний, привычки и навыки, сложившиеся в дошкольном периоде, станут основой для их дальнейшей удачной экономической деятельности.
Организация работы с детьми по формированию экономической грамотности является очень важным моментом в их развитии.
Главную общественную проблему по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста можно решить родителям вместе с педагогами, уже начиная с дошкольного возраста. Как сделать основные положения этой сложной науки понятными ребёнку? Ребенок имеет характерное бессознательное устремление к изучению и созерцанию нового, непривычного. Первоначальная задача педагога – построить именно такие ситуации, в которых стремление детей к усвоению нового будет постоянным.
Экономическое воспитание дает возможность приблизить познания детей старшего дошкольного возраста к действительной реальности, может дать начало экономическому мышлению; создает заинтересованность к общественной картине, происходящей в социальной сфере; знакомит с рабочими специальностями; обогащает лексический словарь ребенка, который связан с областью экономической и трудовой деятельности людей.
Экономическое воспитание формирует ряд положительных качеств: умение честно побеждать, радоваться успехам товарища, соревноваться, терпеть поражения и достойно переживать проигрыш; формируются коммуникабельность, ответственность, здоровый интерес к деньгам, понимание правил их честного получения, чувство собственного достоинства, желание доводить все дела до конца. Все эти задачи находят свое решение в ходе экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Основной принцип, заложенный в разработку экономического воспитания, – тематический подход. Занятия, игры, экскурсии, постановочная деятельность, экспериментирование в «одной теме» помогают поэтапно вводить экономическое содержание в воспитательно-образовательный процесс.