Ковтун Е.А., воспитатель ГБДОУ детскй сад № 43
Я работаю воспитателем в ГБДОУ детский сад № 43 Пушкинского района СПб и исполняю обязанности ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В процессе этой работы я столкнулась с проблемой неправильного использования терминов при обучении детей безопасному поведению на дорогах. Чтобы разобраться с данной проблемой, я закончила обучение на курсах по программе «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспорного травматизма в ГДОУ Санкт-Петербурга в условиях реализации ФГОС», изучила методическую литературу, прослушала не один вебинар по профилактике ДДТТ. Не раз мы с коллегами обсуждали термины, понятия и анализировали ошибки, которые мы совершаем при обучении детей безопасному поведению на дорогах. Очень хочется поделиться полезной информацией, и я надеюсь, что всеобщими усилиями мы, педагоги, воспитаем грамотного и вежливого пешехода.
Педагоги часто перегружают детей информацией об обустройстве дорог, автомобиля, велосипеда, дорожных знаках, названия которых зачем-то заучиваются, сигналах регулировщика, трудных для понимания ребят и т. д. В играх по дорожной тематике акцент делается на получении теоретических знаний без моделирования конкретных дорожных ситуаций. Такая информация оседает «мертвым грузом» в сознании ребенка. Детям и подросткам в первую очередь следует знать значение дорожных знаков для пешеходов и лишь некоторых знаков для водителей.
Грубой ошибкой педагогов при обучении детей безопасному поведению на дорогах является рекомендация обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый — спереди. Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Детям необходимо разъяснить, что при выходе из маршрутного транспорта, если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство не удалится на безопасное расстояние, и переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Ошибочно также требовать при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до середины, — направо. Детям следует объяснять, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и, только убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть, постоянно контролируя ситуацию поворотами головы.
На занятиях, посвященных теме «Светофор», следует рассказать о разных типах светофоров, но особое внимание нужно уделить тем светофорам, сигналам которых должны подчиняться пешеходы. Сигналы транспортных светофоров не распространяются на пешеходов. Пешеходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров, независимо от других одновременно работающих сигналов, и лишь при отсутствии пешеходных светофоров – сигналами трёхсекционного транспортного светофора.
Иногда детям даётся неверная установка, которой нет в Правилах дорожного движения: красный — «стой», желтый — «приготовься», зеленый — «иди». Это «правило» часто звучит в стихах, телепередачах, спектаклях и т.п., поэтому оно хорошо усваивается и запоминается. Следуя такому «правилу», дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. Однако в Правилах дорожного движениях указано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. Также необходимо отметить, что опасно пользоваться разрешением движения пешеходов по мигающему зеленому сигналу. Это допустимо, если пешеход уверен, что ширина проезжей части такова, что он успеет спокойно пересечь ее до включения запрещающего сигнала. Однако детям не следует давать такую рекомендацию. Будет правильным объяснить им, почему опасно переходить дорогу по зеленому мигающему сигналу, и дать установку не начинать переход дороги по этому сигналу. Следует разъяснять детям опасность перехода дороги в этот момент, потому что слева и справа могут двигаться транспортные средства, спешащие закончить движение до включения для них запрещающего сигнала.
Основные понятия правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным детям языком, но не искажать их смысл. Часто неправильно трактуются понятия: «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Неверно объясняется значение дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др. Некоторые педагоги объясняют значение дорожного знака «Дети», как переход дороги детьми в месте его установки. Однако этот знак лишь информирует водителя о том, что он должен снизить скорость, потому что впереди на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом находится детская образовательная организация. Педагоги и авторы некоторых детских учебных пособий по правилам дорожного движения иногда неверно употребляют термины и понятия, изъятые из Правил дорожного движения. Например, «улица» вместо «дорога»; «машина» вместо «автомобиль», «автобус», «троллейбус» или «транспортное средство»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «постовой» вместо «регулировщик»; «шофер» вместо «водитель»; «ряд» вместо «полоса движения»; также иногда путают значения некоторых понятий, например, «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка», «свет» и «цвет» (светофора). Употребление несуществующих терминов, так же как и использование одних вместо других приводит к существенным ошибкам в понимании Правил дорожного движения и практике их применения. При обучении детей следует использовать установленную терминологию, не заменяя понятия синонимами и архаизмами, и требовать того же от обучающихся.
Детей нельзя запугивать опасностями на дороге, нельзя допускать, чтобы разумное чувство осторожности перерастало в панический страх, но не следует и преуменьшать возможные последствия. Полезнее все же разъяснять и показывать реальные опасности и их последствия. Ошибки в учебно-методических и наглядных пособиях, используемых на занятиях, могут быть обусловлены еще и неграмотным изображением художниками дорожной среды. Иллюстрации выполняются некачественно, в неправильных пропорциях и масштабах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов. Следует иметь в виду, что вся учебно-методическая литература, изданная до 2012 года, устарела и действующим правилам дорожного движения не соответствует.
Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребёнка. Большую часть времени дети проводят с родителями, поэтому именно работе со взрослыми надо уделять большое внимание – от них зависит безопасность ребёнка. Если родители, воспитатели сами нарушают правила, ребёнок будет поступать также, что может привести к трагедии.