Коробова М.А., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 43
В жизни ребенка, как и в жизни взрослого, эмоции играют очень важную роль. Эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия. Эмоциональное благополучие ребенка является одним из важных условий его психического здоровья.
Воздействуя на сенсорную сферу ребенка, обогащая сенсорный опыт детей, мы развиваем его эмоциональную сферу: помогаем формированию социальных форм выражения эмоций, закладываем основу для развития высших чувств.
Одним из эффективных средств развития и укрепления эмоционального здоровья дошкольника является сенсорная комната. Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям с различными отклонениями в развитии, а также для улучшения качества жизни и стимулирования правильного развития здоровых детей.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира: кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом).
Работа в сенсорной комнате проводится по следующим направлениям:
- релаксационные тренинги для детей, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
- использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
- непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
С помощью различных элементов в сенсорной комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и ребенком. Развивающую среду сенсорной комнаты условно можно разделить на три функциональных блока.
Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты оказывают на человека успокаивающее и расслабляющее действие.
Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето- и звукотерапии для воздействия на состояние человека через соответствующие органы чувств, упражнения на релаксацию под спокойную музыку.
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, оказывают благоприятное действие на центральную нервную систему.
Исходя из работы в сенсорной комнате нашего детского сада, можно сделать выводы о том, что положительные эмоции в условиях сенсорной комнаты способствуют развитию внутренних резервов у детей. Они учатся общаться, делиться впечатлениями, обучаются навыкам саморегуляции, у них развивается познавательный интерес.
Очарование «волшебной сказки», создающей радостное настроение в сочетании с набором благоприятных воздействий на организм ребенка, делают сенсорную комнату незаменимым средством для оздоровления детей, сохранения их психологического благополучия.