Муха Я.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
21 век – век информационных технологий. На сегодняшний день нам уже сложно представить свою жизнь без телефона, компьютера и интернета. Однако если мы будем говорить о детях, сразу же на ум приходит одна из главных проблем нашего времени – зависимый от гаджетов ребенок. Но всегда ли новые технологии вредны для детей? И как сегодня в сфере образования можно продуктивно использовать средства информационно-коммуникационной направленности?
Для начала давайте вспомним, что же такое дидактические игры?
Доктор педагогических наук В. Н. Кругликов в своей работе, посвящённой дидактическим играм, пишет: «Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения».
Данные игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Не будем забывать, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. К сожалению, многие педагоги относятся к дидактической игре лишь как к развлекательному и организующему занятию, позволяющему снять умственное напряжение. А это совсем не так!
Каким образом можно использовать ИКТ для создания дидактических игр?
Говорят, что новые технологии творят чудеса. И это правда – так и есть. С помощью современной компьютерной графики можно погрузить ребенка в настоящую сказку, в которой он может стать главным героем. Сделать дидактическую игру не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Подойдет даже самая обычная стандартная программа PowerPoint. Да, с её помощью можно делать не только презентации. Все, что нам нужно, это правильно настроить анимацию на героя, выбрать звук и – вуаля! Вот уже Волшебник Изумрудного города приглашает детей в увлекательное путешествие прямо с экрана доски. Можно озвучить героя самому, и он с экрана (доски) будет говорить вашим голосом, можно сделать несколько героев!
Что нужно помнить при создании интерактивных дидактических игр?
- Требования санитарных правил и норм для работы с интерактивной доской и компьютером.
- Продуманный сюжет игры. Если в игре нет понятного и логичного сюжета, от неё мало толку.
- Выбор цветовой гаммы. Берегите и свои, и детские глазки – не используйте слишком яркие цвета и сочетания, которые утомляют зрение.
Интерактивные дидактические игры – хороший способ повысить познавательную активность детей. В них могут участвовать любимые мультипликационные герои, сказочные персонажи, но главное в игре – её обучающее и воспитательное воздействие.
По своему опыту могу сказать, что такие игры сразу же находят отклик у ребят. Каждый рвется первым ответить на вопрос задания и перейти к следующему. Когда в игре появляется герой, дети тут же хотят с ним подружиться и помочь ему решить непростую задачу. Необязательно быть компьютерным гением, чтобы создать подобную игру, главное – это идея, а для создания подойдет даже стандартное приложение.