Павлова А. А., педагог-психолог ГБОУ школы № 638
1. Обеспечить дома зону релакса
Возрастные особенности пубертатного периода – рассеянное внимание, повышенная тревожность, эмоциональные вспышки, упадок сил.
Из-за частых эмоциональных скачков молодой человек не находит понимания у окружающих взрослых, которые предъявляют повышенные требования, не учитывая, что становление нового гормонального фона забирает массу энергии, а ресурсов может не хватать на усвоение школьного материала.
Часто родители это воспринимают как проявление лени. В психологии нет понятия лени, психолог не объяснит, как с ней бороться. Зато есть конкретные проблемы – это отсутствие энергии и отсутствие мотивации.
И первое, чем мы можем помочь нашему ребёнку – это правильно распределить энергетический ресурс.
Энергии всегда столько, сколько есть в конкретном человеке, и нужно понимать, куда она расходуется.
Куда же она может утекать, если на учебу не остаётся?
На активный рост, на изменения гормонально фона, на сопротивление взрослым (при авторитарной модели воспитания), на компьютерные игры, на переживания сильных чувств (первая любовь, отверженность, предательства друзей и т.д.), на усилия к саморегуляции, на поддержание своего авторитета в глазах окружающих сверстников, на переработку пищи (еда – ЭТО ВАЖНО!) И это далеко не полный список! Она утекает и утекает.
Просмотрите, что крадет его силы, и обеспечьте ребёнка всем необходимым – это расписание на видном месте, записочки-напоминалки с делами по дому, программа-таймер для включения и отключения компьютера, сбалансированный рацион, режим дня и т.д.
Как ещё можно восполнить энергию? В простом общении с друзьями, в комфортной обстановке дома, это может быть спорт или кружок по интересам.
Дом должен стать местом, куда хочется приходить после трудного дня. А когда и дом становится «полем боя», то энергия… утекает и утекает…
2. Узнать причину нежелания
После того как дом стал наполнен понимающими, любящими и более терпимыми людьми, возвращается доверие.
Доброжелательный диалог поможет узнать, какие предметы ребёнок не любит, к каким относится терпимо, а какие нравятся и почему.
Часто дети не успевают даже по предметам, которые любят, потому что не хватает сил. Здесь важно расставить приоритеты!
Есть один психологический трюк! Разрешить по ненавистным предметам делать задание на тройку, по терпимым на четвёрку, но по любимым стараться на пять. После того как ребёнок станет успешен по некоторым предметам, он окрыляется и подтягивается по остальным.
Он попадает в зону успеха и искренне считает, что это его выбор, а выбор – это свобода, которая так необходима подростку для роста мотивации.
3. Сделать упор на сильные стороны
Опять вопрос приоритетов. Кого мы хотим вырастить?
Каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны. Развивать нужно сильные.
Если подтягивать слабые, то сильные упадут. Таланта не будет, а будет средняя успеваемость.
Посредственных людей в жизни очень много – это те люди, которым не позволили раскрыть свой потенциал. Ведь Пушкину по точным предметам преподаватели ставили даже не «двойки», а «нули». Неунывающий Пушкин так относился к своим неуспехам по этим предметам: «Ай, люли-люли-люли: все нули-нули-нули…» Преподаватели юного поэта с пониманием относились к его полному равнодушию к своим предметам. И именно благодаря им мир узнал Пушкина. Ведь если бы они требовали крепкие знания, то на стихи времени бы не оставалось.
Когда упор делается на сильные стороны, мир получает талантливого, свободного и успешного человека.
Например, по химии три (предмет не нравится), а по истории четыре, почти пять (предмет нравится). Какого надо нанять репетитора? А какого чаще наймут родители?
4. Профориентированность
К четырнадцати годам ребенок созревает до профориентации – серьезному разговору о себе самом и своих способностях. В глубине души ребенок часто знает, кем хочет стать, а если говорит, что ещё не определился, значит, боится критики своего выбора.
В такой ситуации родители совершают больше всего стереотипных ошибок.
Нужно понимать, что успешным и счастливым человек может стать с абсолютно любой профессией, и важно не настаивать на своём, а уважать и, главное, поддержать выбор вашего, почти взрослого человека.
Определите вместе с ним, какие предметы необходимы для будущей профессии – на них и упор!
5. Контроль-помощь
Чаще у родителей позиция контроль-давление. Например: «Делай уроки!!! Ты сделал уроки? Делай! Будет двойка – пеняй на себя!» А надо бы так: «С чем ты сам справился? Молодец! Тебе нужна моя помощь? В чем трудность? Давай вместе разберёмся?»
6. Положительное закрепление
Если ребёнок уже давно находится в ситуации неудачи, то рекомендации выше начнут работать не сразу.
Он потерял веру в себя и устал от скандалов дома. Он закрылся в своей скорлупке.
До ребёнка следует донести мысль, что родителям не важно, какие оценки он получает в школе, им важно, какие у них с ним отношения; важно, чтобы между родителями и детьми была любовь, доверие и понимание.
Знаю возражения многих родителей: «Что значит не важно? Мне важно!», тогда определите для себя, что важнее – хорошая война или худой мир?
Дорогие родители, поверьте, после этой фразы ребёнок старается сделать все от него возможное, чтобы родитель им гордился.
Закрепляйте любой хороший поступок похвалой, а неудачи игнорируйте. И вскоре отличные результаты не заставят себя долго ждать.
****************
Отдельно хочу сказать, что каждый ребёнок уникален и проблемы в неуспеваемости могут возникать от ряда многих других проблем.
Это могут быть невыявленные зависимости, серьезные проблемы со здоровьем, различные фобии и комплексы.
В идеале, если ребёнок стал плохо учиться, обратитесь к специалисту и получите рекомендации по решению именно вашей проблемы.