Кузнецова И. Л., методист ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга
Зачем школьной библиотеке осваивать пространство социальных сетей?
Использование социальных сетей большинством современных школьников стало неотъемлемой частью проведения ими свободного времени. Это дань времени, и спорить с этим бессмысленно. Главная беда в том, что в сети Интернет ребенок может найти не только полезную, но и негативную информацию. Вот почему в настоящее время школьным библиотекам нужно осваивать просторы социальных сетей, интегрироваться в них, чтобы, по возможности, наполнять данное пространство безопасным, полезным, тематическим и познавательным содержанием.
В современных условиях это может стать важным направлением библиотечной работы.
Как социальные сети могут помочь школьной библиотеке решать задачи, которые стоят перед ней?
Школьные библиотеки могут использовать площадку социальной сети для привлечения внимания и популяризации своей деятельности, для создания положительного имиджа.
Использование социальных сетей расширяет пространство библиотеки. Обеспечивает виртуальность мобильной связи с участниками группы. Дает возможность мгновенно получать обратную связь (особенно это важно в работе с родителями), добавлять друзей, оставлять комментарии, предоставлять своим читателям востребованную, проверенную, качественную, актуальную информацию или знакомить с надежными сайтами, где они могут найти сведения о книге и чтении.
Главное, участники объединяющиеся вокруг книги, могут общаться, высказываться, делиться своим мнением о прочитанном, получать ответ профессионала на свой вопрос.
Чтение хороших книг способствует образованию, воспитанию, развитию школьников.
«Если желаешь жить мало-мальски человеческой жизнью и желаешь расширять, углублять, возвышать ее… знакомься с книгами, с возможно большим числом их, приобретай знания о них, об общем составе книжных богатств, какими может и должно пользоваться современное человечество», – писал русский библиограф и книговед Николай Александрович Рубакин.
Социальные сети – это огромный потенциал для школьных библиотек, который нужно использовать в качестве инструмента по продвижению книги и чтения, это перспективный ресурс для организации самообразования не только детей, но и их родителей. Еще раз делаю акцент на том, что это лишь рабочий инструмент – живая реальная библиотека не должна уходить на второй план.
На данный момент в нашем районе действуют сообщества школьных библиотек в социальной сети «ВКонтакте». Это библиотеки школы № 257, 511, 604, школы-интерната № 8, библиотечно-информационного центра лицея № 410.
Для какой целевой аудитории создается группа в сети?
Группы школьных библиотек созданы для учащихся, родителей, педагогов. Это целевая аудитория.
Самая первая задача, которая стояла перед организаторами библиотечных групп «ВКонтакте» – сделать страницу привлекательной, наполненной интересной, нужной и необходимой информацией для всех категорий пользователей, т.е. сделать контент развлекательным, образовательным, информирующим и рекламным и сформировать вокруг него сообщество, объединенное общим интересом к книге и чтению.
Очень хорошо, если школьники, родители, учителя, зайдя на страницу, захотят посещать ее снова и снова. Понятно, что это сделать непросто, так как в сети соперничество высоко.
Для этого в работе используются разнообразные формы коммуникаций (текст, видео, аудио, фото).
Для поддержки устойчивого интереса организуются конкурсы, акции, викторины. Участники библиотечной группы имеют возможность высказаться, поучаствовать в опросах по темам, связанным с книгой и чтением, поделиться своим мнением, получить ответ на вопрос, познакомиться со свежей информацией о работе школьной библиотеки.
Группа школьной библиотеки «ВКонтакте» ГБОУ школа № 604
https://vk.com/club139708402
Группа библиотеки школы № 604 существует с 2016 года. На сегодняшний день в ней 784 участника.
В библиотеке 3 сотрудника – Сажнова Оксана Геннадьевна, заведующий библиотекой, Демченко Марина Сергеевна, педагог-библиотекарь, Корнеева Ксения Леонидовна, педагог-библиотекарь.
По мнению организаторов библиотечной группы школы № 604, «группа активна и востребована, и, как показали события последнего года, она стала важным инструментом работы школьного библиотекаря».
Своим уже имеющимся опытом работы в соцсетях сотрудники библиотеки делятся со своими коллегами в районе:
- Выступление педагога-библиотекаря Демченко Марины Сергеевны на районном семинаре по обмену опытом «Роль библиотеки образовательной организации в учебно-воспитательном процессе». Семинар проходил в дистанционном формате.
- Статья Демченко М.С. «Описание работы школьной библиотеки в социальных сетях» в майском номере электронной газеты ГБУ ИМЦ Пушкинского района «Пеликан» в разделе «Районные практики внедрения ФГОС». https://pelikan.imc-pr.spb.ru/?page_id=2033
Группа школьной библиотеки «ВКонтакте» ГБОУ школа № 511
http://vk.com/club44646018
В школьной библиотеке 2 сотрудника – Лаврентьева Оксана Владимировна, заведующий библиотекой, и Каленова Оксана Владимировна, педагог-библиотекарь. Группа библиотеки «ВКонтакте» создана в 2016 году и составляет 586 участников.
В библиотечной группе ведется энергичная работа по приобщению школьников к книге и чтению, рекламе библиотеки и формированию её положительного имиджа. Вместе с тем сотрудники библиотеки выстраивают планы по дальнейшему развитию своего сообщества.
Планы по развитию группы:
- Ведение контента сделать наиболее системным и профессиональным.
- Увеличение количества опросов читателей.
- Проведение большего числа конкурсов среди участников группы.
- Рассмотрение возможности организации сетевых проектов, обмена опытом между коллегами.
Группа школьной библиотеки «ВКонтакте» ГБОУ школа № 257
https://vk.com/club198770227
В библиотеке 2 сотрудника – Буторина Елена Робертовна, заведующий библиотекой, Силенкова Марина Эдуардовна, библиотекарь.
В сентябре 2020 года было создано сообщество «Библиотека школы №257, Новая Ижора» в социальной сети «ВКонтакте», к этому устроителей подтолкнула ситуация с пандемией.
Цель создания сообщества – популяризация чтения, в том числе семейного, продвижение книг из библиотечного фонда, информирование читателей о мероприятиях и выставках, проводимых в школьной библиотеке.
Основные участники – это родители, поэтому главная задача для сотрудников библиотеки – вовлечение родителей в процесс совместного чтения с детьми, развитие семейного чтения.
Организаторы группы стараются стать навигатором по детской литературе для родителей.
Группа библиотечно-информационного центра «ВКонтакте» ГБОУ лицея № 410
https://vk.com/biblioteka410
В библиотеке 1 сотрудник – Урбан Юлия Олеговна, заведующий библиотекой.
Группа молодая, делает первые шаги, на данный момент объединяет всего 56 участников.
Это поддерживающее пространство для учащихся, учителей и родителей. Создано для рекомендаций к прочтению художественной литературы и совместного обсуждения прочитанного. Ближайшие перспективы – размещение на странице группы краеведческих заметок о городе Пушкине.
Группа школьной библиотеки «ВКонтакте» ГБОУ школы-интерната № 8
https://vk.com/public196441218
В библиотеке – 1 сотрудник, Бахорина Любовь Станиславовна, заведующий библиотекой.
Группа школьной библиотеки «Вконтакте» работает с 19 июня 2020 года. Она адресована учащимся, родителям и педагогам.
За год в группе размещено около 300 сообщений о знаменательных датах, писателях, книгах, новостей из школьной жизни, творческие работы читателей, фотоальбомы событий.
Бахорина Любовь Станиславовна отмечает, что «в школе-интернате обучаются дети с ОВЗ, работая с такими детьми, мне как библиотекарю необходимо научить своих читателей любить и уметь читать книги, находить нужную книгу и получать новые знания. Мне хочется передать им мою любовь к книгам и верить, что когда-нибудь их дети тоже придут в библиотеку!» Работа библиотечного сообщества школы-интерната «ВКонтакте» стала одним из инструментов библиотечной деятельности по приобщению школьников к чтению.
Выводы
Какие выводы можно сделать из опыта работы школьных библиотечных групп в соцсетях?
Как работа в соцсетях может способствовать популяризации книги и чтения?
Использование соцсетей в работе школьных библиотек помогает:
- Расширению пространства библиотеки.
- Распространению информации о деятельности библиотеки, ее фонде, ее возможностях.
- Продвижению книг (рекомендательные списки литературы, статьи к литературным юбилеям, рассказы о книгах, биографии писателей, виртуальные выставки).
- Проведению акций и конкурсов в дистанционном формате.
- Расширению аудитории читателей библиотеки за счет привлечения участников группы.
- Формированию сообщества вокруг нее, объединенного общим интересом.
- Расширению общения читателя с библиотекой. Получению обратной связи от читателей.
- Развитию семейного чтения.
- Совместной работе с педагогами по детскому чтению (Это могут быть рубрики «Учитель советует прочитать», рубрики чтения книг по предметам).
- Знакомству с проверенными, безопасными, полезными сайтами сети Интернет, близкими к теме сообщества (размещение репостов по тематике группы).
- Выстраиванию имиджа библиотеки.
Итог
Социальная сеть – это рабочий инструмент в деятельности школьной библиотеки по продвижению книги и чтения.
Наличие группы в социальной сети создает имидж современной школьной библиотеки, которая способна динамично функционировать в цифровой пользовательской среде.