Веремей А.Д., руководитель методического объединения
учителей основной школы ГБОУ школа-интернат № 8
Месячники открытых уроков – многолетняя традиция нашей школы. В этом учебном году в рамках месячника открытых уроков было проведено 19 уроков. Цель – показать на своих уроках педагогические технологии, которые учитель использует для формирования универсальных учебных действий у учащихся. Открытый урок для учителя – это показ коллегам своего праздничного педагогического «лица», своих педагогических «изюминок», рост своего педагогического мастерства, достижений своих учеников.
Все открытые уроки достойны уважения и поощрения, но остановимся на некоторых.
Наталья Владимировна Жалина – молодой педагог, учитель русского языка и литературы, провела открытый урок русского языка в 5а классе по теме «Фонетический разбор слова». Урок был построен по принципу экскурсии на «Фабрику разборов». Учащиеся познакомились с технологией производства конечного продукта – готового фонетического разбора слова посредством самостоятельно составленного алгоритма. На уроке применялась кластерная технология обучения, способствующая развитию ассоциативного мышления, воображения, индивидуализации обучения. В качестве кластера – ключевого слова – использовались фонетические понятия, связанные с характеристикой звуков. Учащиеся были активны и заинтересованы в успехе. Наталья Владимировна показала коллегам урок-мастерскую с использованием современных педагогических технологий, с ярко выраженной практической направленностью преподавания.
Наталья Петровна Сидоренко – опытный, профессионально грамотный педагог, провела открытый урок пропедевтики геометрии в пятом классе по теме «Многоугольники». Рассмотрев ломаные прямые, затем замкнутую ломаную, дети определили тему урока и из предложенных учителем словосочетаний составили предложение о понятии «многоугольник». Ученики с помощью учителя рассмотрели и построили различные виды прямоугольников, сравнивая их, а затем стали приводить примеры нахождения прямоугольников в природе и в архитектуре. Урок прошел позитивно, с творческим подъемом и азартом, с практической направленностью.
Людмила Вениаминовна Кузина провела урок физики по теме «Плотность вещества» в седьмом классе, показала на своем уроке приемы индивидуальной работы с детьми на основе знаний их психологических особенностей и способностей. Работая в виртуальной лаборатории, ученики под руководством учителя сравнивали массы разных веществ, взятых в одном объеме, с помощью весов, делали выводы. В качестве закрепления разгадывали ребус по изученной теме. Семиклассники на уроке показали увлеченность предметом, высокий уровень учебной мотивации, сформированность специальных учебных действий.
Михаил Валерьевич Алексеев провел урок истории в 5 б классе по теме «Природа и люди Древней Индии». На уроке звучали яркий и интересный рассказ учителя в сопровождении презентации, индийской музыки и индийских песен. Особое внимание было уделено географическому положению Индии. Пятиклассники под руководством учителя нарисовали контур Индии, обозначили на нем моря, реки, горы, подписали название полуострова. Для знакомства с природой Индии учитель организовал групповую форму учебной работы. Ученики успешно справились, были довольны своими успехами, с интересом слушали учителя и рассматривали иллюстрации, обобщали учебный материал, делали выводы по теме, толково отвечая на вопросы.
У Елены Сергеевны Кривошей прошёл интересный урок в 7 классе по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему «Новый для России город» с целью показать, каким был облик нашего города в первой четверти XVIII века и почему Санкт-Петербург стал в России городом нового типа. Работая под руководством учителя, шаг за шагом выполняя задания листа путешествия «Знаем. Хотим узнать. Узнали», семиклассники выяснили, почему Петром Первым был выбран градостроительный план Д. Трезини, проанализировали карту «Дельта Невы в 1725 году», назвали главные объекты города; учились сопоставлять данные и делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой проблемы, вести дискуссию. Работа на уроке способствовала формированию интереса к истории и культуре Санкт- Петербурга, чувства патриотизма, гражданственности, причастности к исторической судьбе своей малой родины и своего народа. Все изучаемое на уроке иллюстрировалось с помощью презентации «Новый для России город», принятой учащимися с большим интересом.
Марина Владимировна Пашкова на уроке английского языка в 5 классе по теме «Моя семья» организовала работу детей так, что каждый ученик принимал участие в разговоре о своей семье на английском языке, а все вопросы, задания, опорные слова демонстрировались довольно динамично на интерактивной доске. Дети работали с удовольствием, с чувством гордости говорили о своей семье, а учитель очень умело провела через весь урок линию нравственного воспитания.
Открытые уроки показали, что коллектив учителей основной школы-интерната № 8 для детей с ограниченными возможностями здоровья творческий. Он реализует в своей работе самые современные идеи ФГОС второго поколения в обучении, развитии, воспитании и коррекции личности воспитанника школы-интерната, в формировании у них учебных действий предметных, метапредметных, личностных с помощью разнообразия педагогических технологий, методов, приемов и форм обучения.