Максимова Н.Л., педагог-организатор ГБОУ школы-интерната № 8
Бойкова О.А., воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8
Помни войну!
Пусть далека она и туманна.
Годы идут.
Командиры уходят в запас.
Помни войну!
Это, право же, вовсе не странно –
Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.
Юрий Визбор
Сегодня необходимость серьёзного, правдивого и эмоционального разговора о Великой Отечественной войне чувствуется острее. Но находить актуальное звучание этой темы стало еще более трудным. Проходят годы. Меняются идеалы, сама жизнь и граждане России. Современное поколение молодежи – это уже правнуки тех, кто был свидетелем и пережил Великую Отечественную войну. А что сегодня для них значат фразы: «Победа в Великой Отечественной войне» и «День Победы»? Что знают современные дети о войне 1941-1945 гг.?
В качестве эпиграфа строки Юрия Визбора приведены не случайно – мы должны помнить те страшные уроки истории, помнить для того, чтобы жить, чтобы не совершать подобных ошибок. И именно воспитательная работа в школе-интернате, нацеленная на патриотизм, должна помочь достучаться до сердец наших воспитанников.
Ежегодно наша школа готовит тематические постановки, литературно-музыкальные композиции, связанные с памятными датами. Мы готовили спектакли о войне «Как жили, как любили, как верили в себя», «Мальчики из блокады», «Несломленный, непобежденный» и др.
В этом году к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне воспитанниками и педагогами был подготовлен спектакль «Военный путь».
Обучающимся была предложена канва сценария, составленного на основе рассказов о войне Анатолия Митяева «Мешок овсянки», «Отпуск на четыре часа», «Кто брал Берлин».
В процессе подготовки дети самостоятельно выбрали себе роли, во время репетиций им удалось сродниться со своими персонажами – прочувствовать их боль, гнев, отчаяние, любовь, преданность Отчизне и своим товарищам.
Спектакль состоял из взаимосвязанных между собой эпизодов и сопровождался вокальным исполнением военных песен. Хочется отметить, что состав спектакля был практически мужской: 12 мальчиков и одна девочка. Это Андреева Валерия, Кушнир Вадим, Максимов Никита, Орлов Елисей, Плохой Павел (воспитанники 5А класса) и Манайлов Михаил, Шарков Александр, Трапезников Виктор, Никифоров Андрей, Павлов Никита, Солдатов Вадим, Филлипов Роман, Смирнов Владимир (воспитанники 8 Б класса). Все они с удовольствием приняли участие в постановке спектакля. Мы показали совсем немного — лишь три эпизода из жизни солдат на фронте. Эти эпизоды – капли в бескрайнем море солдатских подвигов, ведь с фашистами воевали миллионы советских людей, и каждый вложил свой труд в победу.
Ребята через себя пропустили дух военного времени. Они почувствовали себя командирами и погибающими солдатами, почувствовали, что значит быть мужественными, что значит преодолевать тяготы и невзгоды военной поры и в то же время поняли, что и в тяжелейших нечеловеческих условиях надо оставаться людьми. У них появилось чувство гордости за своих прадедов, исполнивших свой великий долг перед Родиной.
Костюмы, декорации, весь реквизит подбирались самими участниками постановки, хотя это было нелегко. Ребята научились завязывать вещмешки, носить кирзовые сапоги, перематывать портянки.
Участие в спектаклях способствует развитию эмоционального интеллекта, дисциплинированности. Ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать элементы декорации. В итоге дети получили большой социальный опыт, больше узнали о войне.
Большинству из вас хорошо известны строки, написанные знаменитым поэтом Робертом Рождественским, строки, справедливее которых и быть не может:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.
Да! Это надо живым. И пока наше молодое поколение будет знать, помнить о подвигах своих сверстников в годы Великой Отечественной войны, можно верить и надеяться, что общество наше крепко стоит на ногах. С такой молодежью можно вершить великие дела. Такая молодежь не подведет!