Бегун Т.А., педагог дополнительного образования ГБОУ школа-интернат № 67
Реализуя программу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Своими руками творим чудеса», которая нацелена на развитие познавательной и творческой активности учащихся, в разделе изготовление игрушек «Игрушечная страна» я стараюсь приобщить учащихся к волшебному миру куклы, пробудить желание научиться шить игрушку своими руками и играть ею.
Изготовлением кукол мы занимаемся третий год. Начинали с самого простого, к примеру, делали куклу-закрутку, куклу-крестушку.
Создание куклы – это увлекательное занятие и интереснейшая игра. На занятиях можно не только создавать игрушку, но и изучать русские сказки, петь, слушать музыку, сочинять истории и играть.
А для детей с ОВЗ изготовление куклы – это еще и психологическая разгрузка после основных уроков.
В этом году с целью вызвать у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству, где основная часть занятия – это практическая самостоятельная работа, я предложила ребятам изготовление кукол из носков и капрона в «чулочной» технике. Игрушки из носков своими руками просты в изготовлении и не требуют от детей больших усилий. Почти у всех, кто пробует, получается замечательно, потому что они содержат минимум швов, а материалы легко найти в каждом доме. Самое удивительное, что невозможно сделать две одинаковые игрушки и никогда не знаешь, кто у тебя получится. Каждая кукла индивидуальна и неповторима, у каждой своя мимика, характер и настроение. Они такие же разные, как и люди.
Создавая куклу, учащиеся не просто повторяют и копируют образец, но и вносят свое — выбирают ткань для одежды и материал для декоративной отделки. У учащихся формируются навыки работы с различными материалами, творческая активность, развивается фантазия, мелкая моторика, усидчивость и желание доводить начатое дело до конца. Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых теплых чувств, воспитывают в человеке доброту.
По этой же технологии, меняя аксессуары, можно создать забавную и живую зверушку, милого снеговика, сказочных героев-домовых, которые принесут в дом удачу.
Учащиеся получают огромное удовольствие от выполненной работы, испытывают вдохновение и радость. Изготовленная игрушка очень любима и важна для ребёнка, с ней ему интереснее играть и фантазировать, придумывая новые сюжеты. Она заставляет поверить в свои силы, повышает самооценку. А родителям, педагогам и окружающим людям доставляет радость от встречи с рукотворной красотой.
Я очень радуюсь, когда удаётся раскрыть творческие способности учащихся, приятно видеть их успехи, их рост и достижения. Работая в этом направлении, мы получили хорошие результаты. Мои девочки и их куколки активно участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках и олимпиадах, где систематически становятся победителями, призерами и лауреатами. В этом учебном году мы участвовали в городском фестивале-конкурсе инклюзивного художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь», в «Мастерской ремесел», в межрайонном конкурсе «Новогодняя сказка», во Всероссийском детском конкурсе «Именины Домового».
Стали призерами в городских выставках-конкурсах «В некотором царстве, в некоем государстве», «Я – изобретатель», в Рождественской выставке-конкурсе для людей с ограниченными возможностями здоровья «Творчество без границ», в инклюзивном конкурсе «Территория добра», в Региональной олимпиаде школьников Санкт-Петербурга по технологии для детей с ОВЗ в 2020-2021 учебном году.
Я считаю, что педагог сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело. Пассивный педагог не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Лучший пример для подражания – личный пример, только учась самому, можно учить других.
Свою активную педагогическую позицию я стараюсь проявлять через участие в различных выставках, конкурсах, делясь методическими разработками с коллегами. Предлагаю для тех, кто заинтересовался технологией изготовления кукол, следующие публикации:
- Публикация методической разработки занятия «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» на сайте «Пятое измерение. Центр интеллектуального развития» (ноябрь 2019) https://vk.com/@-85961737-kto-v-kukly-ne-igral-tot-schastya-ne-vidal
- Методическая разработка «Изготовление оберега для дома – домашняя кукла «Масленица» на сайте «Пятое измерение. Центр интеллектуального развития» март 2020 https://vk.com/@-85961737-izgotovlenie-oberega-dlya-doma-domashnyaya-kukla-maslenica
- Публикация мастер-класса внеурочной деятельности общекультурной направленности на тему «Мой дружок-снеговичок». Изготовление куклы в «чулочной» технике на сайте «Пятое измерение. Центр интеллектуального развития» (декабрь 2020г.) https://vk.com/@-85961737-moi-druzhok-snegovichok
В декабре 2020 года я награждена благодарностью за мастер-класс «Мой дружок-снеговичок», приуроченный к межрайонной выставке «Новогодняя сказка». В марте этого года я приняла участие в городском фестивале «Весенний бал кукол», в котором мои куколки заняли 2 место.
Для меня рукоделие стало «хроническим» увлечением. Я полностью согласна с народной пословицей «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Кукла не может не радовать, а если ее сделать своими руками, душу вложить, то радость такая, что хочется прижать её к сердцу и сказать: “Здравствуй, милая моя!”