Третьякова Л.Р., воспитатель детский сад № 33
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых, своей оригинальностью, непосредственностью, буйством фантазии. Я работаю в детском саду воспитателем уже много лет и в своей работе использую нетрадиционную технику рисования. Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании. Дети учатся рисовать карандашами, мыльной пеной, пробуют рисовать не только кисточкой и фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств: ниток, трубочек, листьев.
Меня заинтересовала тема использования в рисовании нетрадиционных техник, которые дают детям возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Непрерывная образовательная деятельность по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляет уверенность детей в собственных силах, дарит им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.
В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы, и моя задача как воспитателя помочь детям увидеть прекрасное, научить понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Рисование – это искусство всестороннего воздействия на человека: на его ум, сердце, чувства и мысли. Поэтому считаю, что в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью очень важны.
Изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем их мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению их творческих способностей.
Учитывая все задачи и цели для достижения результата, я стала внимательно изучать литературу по художественному творчеству, находить и разрабатывать занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Составила примерное календарно-тематическое планирование.
Главная цель моей работы – внедрить в работу с детьми любого возраста систему использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения, эстетического мировосприятия.
В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, скатыванием бумаги, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, монотипия, набрызг, граттаж, кляксография, отпечатки листьев, рисование по сырой бумаге, рисование мыльными пузырями, цветными ниточками, рисование свечой, мелками.
Каждый из этих занимательных методов и приемов можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Это не только новое и интересное средство познания окружающего мира, но и маленькая игра, которая доставляет детям радость и положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации.
Изобразительная деятельность предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. Материал, предоставляемый для детей, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, дети постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей. Ведь со многими техниками нам еще только предстоит познакомиться.