Борошко А. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Шаморова Н. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Исследование – универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично-изменяющемся мире. Познавательно-исследовательская деятельность имеет большое значение для развития мышления, восприятия, памяти, речи ребёнка.
Поэтому мы в группе создали центр экспериментирования, ставший важным развивающим фактором для детей дошкольного возраста. Работа в центре положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей.
Организуя развивающую среду центра экспериментирования в своей группе, мы учитывали следующие принципы:
- среда должна быть построена так, чтобы дети имели свободный доступ к материалам и их использованию в самостоятельной и совместной деятельности;
- материал, находящийся в центре, должен постоянно обновляться и подбираться по содержанию и тематике;
- развивающая среда должна обеспечивать безопасность для жизни и здоровья детей;
- развивающая среда должна создавать условия для познавательного развития ребёнка.
Оснащая центр экспериментирования, мы большое внимание уделяли наполнению различными материалами, приборами для проведения простейших опытов и экспериментов.
В центре имеются природный материал: земля, глина, песок, ракушки, камушки и т.д.; различные коллекции, например: семян растений, тканей, бумаги, пуговиц, часов; материалы для изучения свойств воздуха, воды, света, песка, магнита.
Проведение экспериментов и опытов предполагает наличие таких приборов, как лупа, весы, зеркала, магниты, подставки, пипетки, подносы, фильтры, ватные палочки и многое другое.
Для закрепления знаний детьми нами изготовлены различные игры: разрезные картинки, лото «Из чего сделано», домино «Предметы экспериментирования», игры с природным материалом «Придумай картину», дидактическая игра «Опиши предмет», игры с фонариком.
Для оснащения центра мы изготовили карточки опытов для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности, различные схемы, таблицы, алгоритмы.
Опытно-экспериментальная деятельность детей – чрезвычайно увлекательный и познавательный процесс. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, расширению познавательного опыта.