Нестеренко Е. П., заместитель директора по методической работе ГБОУ школа № 335
Документом, обобщающим перечень профессиональных компетенций учителя в современных условиях, является Профессиональный стандарт.
То, в каком объёме и содержании предъявлены требования к современному педагогу, позволяет однозначно говорить о непрерывном профессиональном совершенствовании в школе.
И у педагогов со стажем и, тем более, у молодых педагогов есть затруднения, связанные с профессиональными компетенциями.
Проблемы с их применением можно обобщить в три группы:
- Планирование и организация образовательного процесса.
- Синхронизация работы между всеми участниками образовательного процесса.
- Изменения в профессиональной деятельности в соответствии с новыми стандартами.
В школах работает большинство учителей со стажем. А значит, большинство психологически с трудом отходит от традиционных подходов к профессии. Учитель хочет перестроиться, но ему трудно перестроиться.
НО! Надо учиться и развиваться!
При выборе профессии молодыми людьми не исключён случайный выбор или по совету родителей. В большинстве случаев учителя пришли в школу осознанно, руководствуясь желанием работать с детьми. Привлекающим фактором является творческий характер деятельности.
Особенности вступления в учительскую жизнь сходны во все времена. Какие профессиональные компетенции молодому учителю следует развивать в первую очередь?
На первом месте – умение создавать комфортную психологическую среду в классе и умение организовать работу с вовлечением в процесс всего класса.
Природа психологического дискомфорта в классе не только психофизиологическая, но и социальная. Начиная работать, понимая причины, в идеале мы должны стремиться к основным критериям комфортности: безопасность, защищённость, понимание друг друга и избегание конфликтов. Учитель, не сумевший произвести правильное впечатление в первые минуты знакомства с классом, на подсознательном уровне вносится учениками в «черный» список скучных и малоинтересных для них взрослых людей. Изменить это не просто! А может быть, и невозможно.
Вот несколько правил от психологов, которых можно придерживаться при знакомстве с классом:
- если вы делаете перекличку класса по списку – максимально используйте зрительный контакт (а лучше убрать журнал в сторону: все фамилии не запомните, но снимите формальность знакомства);
- можно предложить детям самим представить свои лучшие качества или качества своих одноклассников (можно дать шаблон вопросов, ответы на которые и будут представлением);
- можно начать с представления себя по тому же шаблону, который потом предложите детям;
- закончить знакомство можно, назвав условия успешной взаимной работы по вашему предмету.
Нельзя отрицать тот факт, что совершенствование профессионального мастерства эффективнее через практическое обучение.
Поэтому для педагогов со стажем работы до 5 лет в школе № 335 проведено два районных практических семинара «Развитие профессиональных компетенций учителя в условиях школы».
На ноябрьской встрече говорили о важности создания психологического комфорта на уроке и умение организовать весь класс. Актуальность рассматриваемого вопроса показала необходимость продолжения встреч по этой тематике.
В феврале проведён ещё один семинар. Рассматривались приёмы обучения с учётом дифференцированного и индивидуального подхода.
В процессе урока умственная работоспособность детей меняется. В начале работы происходит постепенное повышение (3-5 минут). Затем наступает период оптимизации (10-15 минут), потом (с 20-25 минуты) появляются первые признаки утомления: снижение темпа работы, возникновение двигательного беспокойства.
Рассматривая конкретные способы, учитывающие дифференцированный и индивидуальный подход, мы начали с самого распространённого – это условное деление учащихся на три группы по обучаемости: «сильные», «средние» и «слабые».
Учителя, в первую очередь, волнует группа «слабых учеников». Его задача – довести этих детей до уровня средних.
Так учитель математики Ольга Викторовна Петракова рассказала о своём опыте работы с «сильными» учащимися и учащимися, испытывающими трудности в учении. Ольга Викторовна поделилась приёмами дифференциации и индивидуализации на разных этапах урока: при опросе, самостоятельной работе, закреплении учебного материала и домашнем задании. Практически показала использование дифференцированных заданий, карточек-помощниц, самостоятельного критериального оценивания, работы по заготовленным шаблонам.
Ирина Александровна Есаненко, учитель русского языка и литературы, обратила внимание участников семинара на работу с детьми с особенностями речевого развития. Предметом внимания у Ирины Александровны стали такие особенности детей, как нарушение способности к обучению неврологического происхождения (дислексия), частичное и специфическое нарушение процесса письма (дисграфия) и трудности в формировании орфографических навыков (дизорфография). Отсюда и подход – «Не каждый неуспевающий – двоечник». Чтобы помочь таким детям, Ирина Александровна использует задания с применением мелкой моторики рук и цветового сопровождения учебного материала.
Как на уроках биологии использовать преобладающий канал восприятия информации, рассказала Елена Павловна Нестеренко. Вниманию слушателей семинара были предложены приёмы с правом выбора учениками заданий с учётом индивидуального темпа и последовательности работы на уроке, использования в обучении игровой атрибутики.
Педагогический эффект от методических приёмов напрямую зависит от внутренней мотивации самих детей. Как показала диагностика обучающихся 5-х, 9-х и 10-х классов, мотивация детей на достаточно высоком уровне и лидирующее значение занимает позиция «Исследователь».
Специфика педагогической деятельности в том, что профессиональную компетентность невозможно просто «передать» из рук в руки и тиражировать её. Это – продукт образования и самообразования, развития и саморазвития, совершенствования и самосовершенствования учителя. Организаторы семинаров пожелали молодым учителям быть готовыми решать задачи различного уровня сложности со знанием дела.
Семинары проводились в рамках работы ГБОУ школы № 335 в режиме районной площадки педагогического моделирования и творческого развития.