Дары Фрёбеля и  игры с ними (из опыта работы)

Плеханова О.В., воспитатель группы для детей с ЗПР ГБДОУ детский сад № 36

Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода…
Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени…
Игра является прообразом всей человеческой жизни.
Ф. Фрёбель.

Наиболее эффективными настольными играми для детей с ОВЗ и инвалидностью по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей мы считаем   игровой набор «Дары Фрёбеля».

Фридрих Фрёбель сравнивал детей с растениями, за которыми нужно правильно ухаживать. Относиться к ребёнку нужно с уважением, развивать и воспитывать разносторонне. Поэтому и созданное  Фрёбелем дошкольное образовательное учреждение называлось детским садом, а педагоги   «детскими садовниками»  или «садовницами». Родители могли прийти и поучиться, как правильно воспитывать  своих детей

Ф.  Фрёбель первым придумал развивающие игровые пособия для детей, которые назывались “дарами”. Дары помогают ребёнку познавать мир с помощью игры. Основой «Даров Фрёбеля» являются  мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.

Всего Фрёбель разработал шесть «даров». Первый «дар» – цветные мячики – помогает ребёнку различать цвета и осваивать пространственные представления. “Мяч – универсальная игрушка, это последнее, что возьмет взрослый, но первое, что схватит ребенок» – говорил Фрёбель.

Любимая игра ребят нашей группы «Цветные карусели». Играющих столько, сколько цветных клубочков. Каждый выбирает веревочку и называет цвет. Дети идут по кругу и проговаривают слова игры. Эту игру мы используем как физкультминутку. (Фото 1).

Ещё один удивительный «дар» – шар, куб и цилиндр – знакомит с геометрическими телами.  Они  учат малыша отличать предметы по форме и индивидуальным чертам. Шар – символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Следующий  «дар» – куб, разделённый на мелкие части, даёт представление о целом и части, знакомит с геометрическими формами, способствует развитию конструирования.

Также в «дары»  входят настольные игры, которые дают возможность решать задачи из разных образовательных областей, проследить тонкую грань перехода от игровой к учебной деятельности, показать мобильность игрового набора, позволяющую с лёгкостью изменять ход игры, учитывая индивидуальные возможности и желания каждого ребёнка.

Играя дарами Фрёбеля мы знакомим детей с различными геометрическими формами, учим понимать “часть” и “целое”. Знакомим с плоскими фигурами (квадраты и треугольники, окрашенные в основные цвета радуги). Дети сравнивают их с кубом, считают стороны и углы, выкладывают узоры и рисунки из лучинок, цветную мозаику. Во время первого знакомства с этим пособием ребёнок выкладывает узор самостоятельно по своему желанию, затем можно предложить ему схемы рисунков.  После уверенного освоения предложенных сюжетов ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая детали необходимого размера и цвета.

Предлагается 3 типа формы занятий с дарами:

  1. “Форма жизни” – конструирование различных реальных предметов и объектов.
  2. “Форма прекрасного” – выкладывание различных абстрактных узоров.
  3. “Форма познания” – кубики как материалы для математических занятий.

Ниже представлен сам игровой набор, а также схемы, которые мы придумываем по лексическим темам, и работы детей. Любимая тема мальчиков «Транспорт».

Таким образом,  у детей развивается пространственная ориентация, мелкая моторика. Ребята с удовольствием рассказывают,  какие фигуры они используют  в игре, тем самым  развивая разные интеллектуальные способности: внимание, память, особенно зрительную, речь. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» с детьми ЗПР, мы  большое внимание  уделяем  активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности. Все действия во время игры  соединяем со словом, так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт. Таким образом, опыт работы с детьми ЗПР   привел к необходимости использования  игрового набора «Дары Фрёбеля», который является эффективной технологией   развития  интеллектуальных, познавательных, игровых способностей. Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки.