Формирование навыков самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка

Клейменова А.Р., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 67

Лучше, если учитель найдет в твоей работе исправления,
хуже, если он найдет в ней ошибки.

Самоконтроль   является   составной   частью   всех   видов   учебной деятельности и осуществляется на всех этапах их выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные   компоненты   деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их.

Эффективный контроль учителя  за работой учащихся, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, а точнее, его формы – обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего учебно-воспитательного процесса.

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.

Задания и игры, формирующие навыки самоконтроля

«Назови ошибку»

Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик,  парта, железный, моряк, побежать.

 «Орфографический мячик»

Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами.

Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрой детям даётся установка на запоминание. Затем они записывают слова в столбик, воспроизводя их по памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом.

«Корректор»

Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят»: «Трещят марозы. В лесу тишына. Только дятлы стучят по стволам. Они ищют себе пищю под корой. А клесты любят лущить шышки. Там вкусные семена». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.

«Найди слова»

Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. «Все спустились с горы, а Витя задиржался  на склоне. Рыбок запустили в прут. У кота голубые гласки».  Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.

«Кто быстрее»

Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например:

– Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?

Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются диктанты. При проведении диктантов возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с целенаправленной организацией как взаимопроверки, так и самопроверки.

Важно убедить учеников в том, что самоконтроль даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку.