Смелова Л. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 33
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов, основатель школы дифференциальной психологии,
профессор, доктор педагогических наук
Вот уже 10 лет я работаю в ГБДОУ № 33 музыкальным руководителем. В своей деятельности я использую много театрализованных постановок во время утренников, развлечений и досугов. Наблюдая за воспитанниками, за их исполнением ролей в каком- либо спектакле или постановке, я вижу, сколько удовольствия детям доставляет театрализованная деятельность. Театр развивает детей, радует и развлекает их. Ведь театр – один из самых доступных видов деятельности. Театр любят и взрослые. Сколько радости во время утренников получают наши родители, наблюдая за своими детьми в различных постановках!
Занятия театрализованной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельности. Воспитанники учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки. Выступления перед аудиторией формируют в детях уверенность в себе, дают опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий.
При организации театрализованной деятельности должны учитываться следующие принципы:
- разнообразие тематики и методов работы;
- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;
- максимальная активность детей;
- сотрудничество с родителями;
- подбор этюдов и упражнений с учетом сочетания движений, речи, мимики, пантомимики в различных вариациях.
Также театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Конечно, легче работать с детьми старшего возраста, которые уже и хорошо говорят, и выражают эмоции. Но мы решили начать с самых маленьких. В этом году у нас появилась новая 2-ая младшая группа. Воспитанники еще малы, многие еще и не говорят, многие еще плачут по мамам и по утрам приходят без настроения. Но мы решили с воспитателями группы начать занятия театрализованной деятельностью с самого раннего возраста.
В основе работы с малышами – использование потешек, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
На первом этапе наши дети учатся следить за развитием действия в кукольном спектакле. Затем малышам предлагают поиграть с игрушками, при этом не дается никаких установок. Моя задача – заметить в игре ребенка проявление творчества, закрепить похвалой за интересные находки.
Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в этом возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, колокольчиках.
В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Я стараюсь будить воображение ребенка, его творческие способности:
Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто, например, «Игрушки» и др. После этого малышам раздаём игрушки для возникновения самостоятельной игры.
Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.
В начале работы мы решили сделать первую постановку сказки. Решили переодеть детей в настоящие, полные костюмы. Сначала многих это пугало – зачем переодеваться? Но самые отважные решились. И самое удивительное случилось после представления. Дети стали говорить: « Я тоже хочу». Это была самая большая награда для нас – мы пробудили интерес к самостоятельному участию. Теперь впереди у нас много постановок, инсценировок сказок и просмотров кукольных спектаклей!
Продукты нашей театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) мы будем вносить в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы(инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).
Также мы привлекаем и родителей, они принимают активное участие в театрализованной деятельности детей. Помогают нам готовить спектакли, шьют костюмы, изготавливают декорации, и самое главное, являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких артистов. Пусть пока это проходит дистанционно, но сколько отзывов и благодарности мы получаем от мам и пап!
Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Любовь к театру остается у детей не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного в детском саду вместе со сверстниками, родителями и воспитателями. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.