Конструктор «Полидрон» как средство развития конструктивно-модельной деятельности детей в детском саду

Савчук Н. В., воспитатель ГБДОУ детского сада  № 43

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребёнка.

Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов в доступной игровой форме от простого к сложному. Ведь именно начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше, становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному, этапу обучения.

Наш детский сад оснащён огромным разнообразием конструкторов, но сегодня я хочу рассказать о современном конструкторе «Полидрон».

Конструктор «Полидрон» соответствует требованиям развивающей предметно-пространственной среды  согласно ФГОС ДО  и выполняет следующие функции:

Трансформируемость: конструктор «Полидрон» позволяет изменять пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации.

Полифункциональность: «Полидрон» можно использовать как в организованной образовательной деятельности, как и в самостоятельной деятельности детей, из него можно сделать домик, корабль, ракету, лабиринт и т.д.

Вариативность: «Полидрон» можно использовать в сюжетно-ролевых играх, в театрализованной деятельности, в организованной образовательной деятельности, а также можно использовать для игр и упражнений по физической культуре (лабиринт, преодолей препятствие, перепрыгни кочку и т.д.)

Доступность: дети могут свободно пользоваться конструктором «Полидрон» в свободной деятельности.

Безопасность: конструктор безопасен для детей, т.к. изготовлен из пластмассы, углы фигур  закруглены, сами фигуры легкие.

Модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменение во времени.

К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребёнок действует преимущественно самостоятельно или в совместной с взрослым и сверстниками деятельности.

Формы работы с детьми

Совместная деятельность:  осуществляется как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов.

Индивидуальная:  ребёнок выполняет задание воспитателя. Например: построй домик для своего питомца.

Групповая: индивидуально-коллективная. Воспитателю важно обеспечить взаимодействие детей в процессе НОД – дети могут выполнять различные задания или проявить фантазию, объединившись в подгруппы.

Самостоятельная деятельность: дети сами проявляют фантазию и воображение, разыгрывают различные игровые ситуации.

В своей деятельности я использую три вида конструирования:

  1. Конструирование по схеме.
  2. Конструирование по образцу.
  3. Конструирование по замыслу.

Приведу пример одного из видов конструирования – конструирование по схеме. Подготовку к занятию я начинаю с постановки цели.

Цель: учить детей конструировать по схеме.

Задачи:

  • учить анализировать образец и чертёж постройки: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга;
  • развивать у ребёнка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность;
  • учить сооружать постройки из крупного строительного материала конструктора «Полидрон», использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Например, накануне мы с ребятами прочли произведение  С. Михалкова «Кошкин дом». В ходе обсуждения прочитанного можно предложить детям помочь кошке и построить дом для неё. Можно разделиться на две  команды и устроить соревнование между ними, чей дом получится лучше или чья команда справится быстрее с поставленной задачей. Дети выполняют задание по схеме.

Я часто использую «Полидрон»  в самостоятельной деятельности дошкольников: если дети хотят  побывать в сказке, то  нужно смастерить ширму, и тогда любое сказочное приключение будет незабываемым.

Или можем построить большой дом, куда можно  зайти и  создать игровые ситуации «Чаепитие», «Мишка заболел», «Покачаем куклу Катю»…

Главное условие работы с конструктором «Полидрон» – «взрослого должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что они сами чего-то достигли, совершили  собственное «открытие».