А. Д. Губарева, учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 407
Статья посвящена методам борьбы с алкоголизмом школьников в конце XIX – начале XX вв. в Российской империи. В работе рассматриваются правительственные и общественные методы решения проблем распространения пьянства среди школьников. Анализ методов позволяет оценить масштаб и эффективность проведенных мероприятий.
В начале XX века с особой остротой проявилась проблема алкоголизма школьников [1]. Так, в периодической печати были обнаружены следующие данные: «Из 43 опрошенных детей в Петербургской школе для мальчиков в возрасте 8-11 лет с водкой были знакомы 37 человек. Перед обедом ежедневно пили от половины до одной рюмки 9 человек, по праздникам – 14, были пьяны от водки – 16, от пива – 17. В других школах из 50 мальчиков не знали вкуса водки всего 6. В женском училище из 50 девочек пили водку – 10, пиво и вино – 38» [6, с. 20]. Из данных видно, что автор обеспокоен такими цифрами и призывает общественность бороться с данным явлением. Особый интерес вызывают цифры, представленные доктором Григорьевым, поскольку он проанализировал статистические данные и указал причину алкоголизма школьников. Так, из 182 учеников в 4 школах Петербурга в возрасте 8-13 лет, обследованных им, были знакомы со спиртными напитками 166 человек и 151 пили водку. «Многие из них были уже пьяны, многие получали спиртные напитки от родителей ежедневно» [5, с. 154]. Это обстоятельство заслуживает особого внимания, по мнению Григорьева, так как показывает масштаб данной проблемы.
В периодической печати обсуждался вопрос о способах борьбы с алкоголизмом на территории Российской империи, что говорит о значимости проблемы [4, 10, 11, 15]. Следует отметить, что в период с 1890 по 1900 год преобладают лишь статьи на тему осуждения такого явления, как употребление алкоголя детьми, причины которого видели в семье. Из двенадцати статей за 10 лет пять затрагивают тему причин и масштаба явления, остальные семь – описывают общую картину того, как необходимо бороться с данным явлением в учебных заведениях Российской империи. Но уже с 1900 года мы наблюдаем в печати призыв к собиранию сведений, касающихся алкоголизма в среде школьников. Так, только в журнале «Русская школа» с 1900-1917 гг. данной проблеме посвящено тридцать статей, которые отмечают обеспокоенность общественности распространением алкоголизма среди школьников [10].
В начале XX века общественность начала активную деятельность по борьбе с алкоголизмом школьников – на заседании Комиссии по вопросу о борьбе с алкоголизмом при Обществе охранения народного здравия было решено приступить к сбору сведений, касающихся употребления алкоголя школьниками [8, с. 124]. Для этой цели школьной подкомиссией были разработаны особые формы вопросительных листов. С этими листами решено обратиться, спросив на то разрешение начальства, к студентам высших учебных заведений [8, с. 134]. Полученные ответы составили статистический материал, касающейся высшей и средней школы. Предполагалось, что каждый из молодых людей сообщит достоверно, в каком возрасте впервые познакомился со спиртными напитками, как он относился к ним раньше, теперь и т.д. Для получения сведений об учащихся низшей школы было решено обратиться с вопросными листами к школьным врачам.
Издавались и распоряжения, запрещавшие посещать воспитанникам средней и низшей школы трактиры, рестораны, увеселительные заведения [3, с. 101] Так, киевский полицмейстер предписал приставам объявить содержателям ресторанов, трактиров, увеселительных заведений, чтобы они не допускали туда воспитанников средней и низшей школы. В случае нарушений на содержателей заведений составляли протоколы и предоставляли полицмейстерам, записав фамилии воспитанников из имеющихся при них билетов, а затем удаляли из питейных заведений. Также обязали содержателей буфетов в театре и цирке не продавать воспитанникам спиртные напитки. «Заметив на улице неприличное поведение воспитанника, чины полиции были обязаны деликатным образом предупредить его, а в случае упорства спросить у воспитанника билет, из которого выписать фамилию и название учебного заведения. При неимении билета, при отказе показать его или в случае бегства или буйства виновного воспитанника следовало задержать и немедленно отправить в городскую полицию, сообщив по телефону начальнику того учебного заведения, в котором состоит задержанный» [3, с. 110].
Для борьбы с пьянством были созваны Всероссийские съезды: деятельность первого развернулась в Санкт-Петербурге в январе 1910 года [13], работа второго – в Москве в августе 1912 года, последний был созван по инициативе московского митрополита Владимира [12]. Святейший Синод призывал духовенство учреждать общества трезвости и вести антиалкогольное обучение в церковно-приходских школах. II секция Всероссийского съезда практических деятелей признали существование проблемы потребления спиртных напитков детьми школьного возраста, для борьбы с алкоголизмом призывали преподавать науку трезвости как самостоятельный предмет во всех школах, устраивать внешкольную просветительскую деятельность, которая выражалась в образовании музеев, выставок, публичных чтений и бесед и учреждении обществ трезвости из взрослых (от 16-ти лет) и детских союзов трезвости (до 16-ти лет включительно) [12, с. 179].
В числе организаций, поставивших задачу борьбы с алкоголизмом, заметное место в начале XX века занимал Московский кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом [14]. Организация возникла в 1910 году по инициативе докторов медицины А.А. Корнилова и Т.И. Вяземского, педагога Г.Ф. Маркова и протоиерея Н.А. Любимова, спонсировалась Московским попечительством народной трезвости и Московским городским управлением [14, с. 8] Сразу хочется уточнить, что цель попечительства – привлечение народных масс к трезвости и содействие поднятию их духовно-нравственного уровня; также организация питания, а именно создание столовых, чайных, подвижных кухонь; лечение алкоголиков в специальных амбулаториях и предоставление бесплатной медицинской помощи [9, с. 38, 39]. Кружок руководствовался следующими положениями:
- Потребление спиртных напитков детьми школьного возраста – явление распространенное.
- Предупредительные меры борьбы с алкоголизмом более существенны и важны, чем меры лечебные, поэтому борьба со школьным алкоголизмом эффективнее, чем борьба со сформировавшимся алкоголизмом взрослых.
- Из всех мер по борьбе с алкоголизмом наиболее важная – это просвещение детей школьного возраста о вреде и последствиях употребления алкогольных напитков [7, с. 10].
Для достижения целей Кружок организовывал выставки в противоалкогольном музее три раза в неделю, читал лекции о вреде алкоголя, а также устраивал дополнительные курсы для учителей. Особо значимым мероприятием в Кружке было лечение уже зависимых людей. Из 875 человек, которые лечились в амбулатории, 536 прекратили потребление спиртных напитков, что составило 62,4% [14, с. 14].
Одну из попыток борьбы с пьянством предпринял педагог С.А. Рачинский, который со своими учениками сельской школы организовал школьное общество воздержания. Как отмечал Д.Н. Бородин, даже после смерти педагога общество продолжало существовать и послужило толчком для открытия подобных кружков в ближайших населенных пунктах [2, с. 139].
В 1908 году в Сергиевом Посаде состоялось открытие Первой российской школы трезвости. В ней на каждом уроке проводили беседы о пользе трезвости и о вреде пьянства, дети писали пословицы и рассказы по данной теме [10].
Упоминается в источниках также об организации общества трезвости среди студентов Санкт-Петербургского университета [10].
Одним из крупных проектов в конце XIX – XX вв. по организации русских обществ воздержания учащейся молодежи являлась организация «Заря». «Заря» могла организовываться при всех видах школ и выбирать своих руководителей. Но, вступая в члены общества «Заря», каждый был обязан негативно относиться к вопросу об употреблении алкоголя и взять на себя обещание никогда не употреблять спиртные напитки. Главными задачами общества были следующие: разъяснение опасности и своевременная поддержка молодежи в борьбе с алкоголизмом, установление правильной организации физического и нравственного развития. Есть сведения о том, что на знамя они хотели поместить девиз «Долой алкоголь, и да процветает здоровый дух в здоровом теле» [2, с. 138]
Таким образом, можно сделать вывод, что борьба с алкоголизмом школьников в начале ХХ века приобрела организованный характер. Обсуждение этого вопроса осуществлялось на разных уровнях и правительственными структурами, и общественными организациями на съездах, в прессе и непосредственно в самих учебных заведениях. Стали создаваться общества трезвости, кружки по борьбе с подростковым алкоголизмом, главной целью которых было нравственное воспитание школьников, а одной из главных задач стало преподавание предметов или проведение отдельных занятий антиалкогольного содержания. Проводились беседы, лекции, семинары, экскурсии, которые должны были способствовать достижению поставленных задач.
Список литературы
- Алкоголизм среди учащихся // Русская школа. – 1902. − № 2. – С. 91-109.
- Вержбицкий А. И. Об участии школы в борьбе с алкоголизмом // Русская школа. – 1910. – № 5. – С. 138 -146.
- Внешкольное поведение // Русская школа. – 1903. − № 12. – С. 90 – 112.
- Воспитание и обучение. – СПб.: В. Уггла, 1896-1917.
- Д-р Григорьев Пьянство среди детей // Русская школа. – 1904. – №2. – С. 154-161.
- Иеромонах Михаил Обиженные дети // Русская школа. – 1891. – № 7. – С. 20-28.
- Марков Г.Ф. Школьный алкоголизм и борьба с ним // Г.Ф. Марков. – М., 1912. – 60 с.
- Н. Вр. Алкоголизм в школах // Русская школа. – 1900. − № 2. – С. 124 – 145.
- Объяснительный каталог выставки по борьбе с пьянством. – СПб.: Тип. Минист. внутрен. дел, 1910. – 124 с.
- Русская школа: Общепедагогический журнал для учителей и деятелей по народному образованию. – СПб., 1890-1917.
- Русский начальный учитель. – СПб.: В. Латышев, 1890-1911.
- Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве с 6-12 августа 1912 г. В 3-х т. – Пг., 1914-1916. – 182+305+132 с.
- Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. – СПб., 28 декабря – 6 января 1910 г. В 3-х т. – СПб.: Тип. Сойкина, 1910. – 279+237+291 с.
- Шилов А. Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом в Москве // А. Шилов. – М.: Тип. В.И. Воронова, 1914. – 12 с.
- Школьное обозрение: Прил. к общественно-пед. и лит. газете «Жизнь и школа». – СПб., 1897-1902.