Сафьяненко Е.В., воспитатель ГБДОУ № 42
Очень часто мы слышим уже ставшую крылатой фразу В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А ещё есть цитата Канта: «Рука – это своего рода внешний мозг». «Рука – это инструмент всех инструментов», – считал Аристотель. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело».
Развитие мелкой моторики рук. Что же это?
Если мы возьмем точное определение мелкой моторики, то получим, что мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также обычно зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Почему развитие мелкой моторики напрямую связывают с развитием речи ребенка?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Сегодня, в век информации и электроники, люди и, в частности, дети стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
У детей с ограничениями по здоровью моторика нарушена, движения хаотичны, неловки, нет точности. Правая рука значительно опережает по возможностям точно совершать движения левую руку, а это ведет к несогласованности работы правого и левого полушарий. Иногда ведущая рука вообще не выделена, мускулатура слабая, плохая координация движений обеих рук.
Главная задача педагогов и родителей таких детей – выработать навыки самообслуживания, сформировать или улучшить речь, стимулировать мыслительные процессы.
Не каждый ребенок с большой радостью и удовольствием готов заниматься ежедневно, поэтому мы должны его заинтересовать. Каким способом мы сможем это осуществить? Посредством игр с мелкими предметами и не только, а вариантов игр на развитие мелкой моторики множество:
- пазлы;
- сухие бассейны;
- шнуровка;
- конструктор;
- игры с волчками;
- игры с прищепками;
- использование карандашей;
- мозаика;
- нанизывание бусин;
- рукоделие;
- рисование, лепка;
- пальчиковые игры;
- массаж и т. д.
Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга, что в дальнейшем положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.