Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ с учётом требований ФГОС НОО ОВЗ

Черевичная Н. Н., учитель начальных классов, воспитатель ГБОУ школа-интернат № 8
Копылкова С. Н., учитель начальных классов, воспитатель ГБОУ школа-интернат № 8

В течение нескольких лет в нашем учреждении реализуется образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе (ФГОС НОО для детей с ОВЗ), в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. 

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий. Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

 Известно, что в коррекционной работе с детьми применяются приемы полисенсорной  основы обучения, т. е. обучение строится с опорой  на все органы чувств.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  • формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
  • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
  • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
  • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  • разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
  • использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Основные условия для успешной реализации коррекционной направленности обучения  детей с ОВЗ:

  1. Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребёнка учитывается «зона ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспекте, но и в эмоциональном:
  • создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей демократический стиль общения. Организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками (работа в группах, парах);
  • активация познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, новизны и т. п. на всех этапах обучения ребенка;
  • формирование «адекватной реакции на успех».
  1. Формирование обобщенных приемов, оказывающих существенное влияние  на умственное развитие учащихся,  которые используются  на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания,
  2. Формирование приема на наглядной основе в одних случаях с использованием практических, «внешних» действий, в других –  путем оперирования наглядными образами, т. е.  осуществляется переход от  «внешних» действий  к умственным.
  3. Формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.
  4. Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования умственной деятельности с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
  5. Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.

Задачей каждого педагога является создание эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.  Следует помнить, что в детском развитии постоянно происходят взаимовлияние и компенсация одних сторон развития другими. Например, недостаток знаний может компенсироваться  высокой обучаемостью, невысокий мыслительный уровень – памятью и т. д. Зная только  особенности развития своих учеников, мы можем достаточно  обоснованно строить программу индивидуального продвижения ребенка, стараясь раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, усилить заложенные в нем возможности, помочь приобрести веру в свои силы, стимулировать активность, самостоятельность, ответственность.

Психологической сущностью обучения  должно стать  планирование учебного процесса от ученика, т. е. психологически ориентированное обучение.

 В своей практике мы опираемся на следующие этапы и  уровни усвоения знаний:

1-й этап воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли.
2-й этап  понимания знаний – задания типа: объясни, нарисуй схему.
3-й этап применения знаний: сравни, докажи, сделай вывод.

Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети  осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны педагога.

Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания  –  с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости , огорчения, преодоления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.

Вывод:

  1. Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.
  2. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

Список литературы:

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.
  2. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.
  3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Яковлева Наталья Николаевна, Специфика реализации ФГОС для детей с ОВЗ заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Электронный ресурс).