Черевичная Н. Н., учитель начальных классов, воспитатель ГБОУ школа-интернат № 8
Копылкова С. Н., учитель начальных классов, воспитатель ГБОУ школа-интернат № 8
В течение нескольких лет в нашем учреждении реализуется образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе (ФГОС НОО для детей с ОВЗ), в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий. Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.
Известно, что в коррекционной работе с детьми применяются приемы полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Основные условия для успешной реализации коррекционной направленности обучения детей с ОВЗ:
- Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребёнка учитывается «зона ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспекте, но и в эмоциональном:
- создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей демократический стиль общения. Организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками (работа в группах, парах);
- активация познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, новизны и т. п. на всех этапах обучения ребенка;
- формирование «адекватной реакции на успех».
- Формирование обобщенных приемов, оказывающих существенное влияние на умственное развитие учащихся, которые используются на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания,
- Формирование приема на наглядной основе в одних случаях с использованием практических, «внешних» действий, в других – путем оперирования наглядными образами, т. е. осуществляется переход от «внешних» действий к умственным.
- Формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.
- Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования умственной деятельности с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
- Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.
Задачей каждого педагога является создание эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Следует помнить, что в детском развитии постоянно происходят взаимовлияние и компенсация одних сторон развития другими. Например, недостаток знаний может компенсироваться высокой обучаемостью, невысокий мыслительный уровень – памятью и т. д. Зная только особенности развития своих учеников, мы можем достаточно обоснованно строить программу индивидуального продвижения ребенка, стараясь раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, усилить заложенные в нем возможности, помочь приобрести веру в свои силы, стимулировать активность, самостоятельность, ответственность.
Психологической сущностью обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т. е. психологически ориентированное обучение.
В своей практике мы опираемся на следующие этапы и уровни усвоения знаний:
1-й этап воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли.
2-й этап понимания знаний – задания типа: объясни, нарисуй схему.
3-й этап применения знаний: сравни, докажи, сделай вывод.
Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны педагога.
Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости , огорчения, преодоления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.
Вывод:
- Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.
- Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.
Список литературы:
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.
- Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
- Яковлева Наталья Николаевна, Специфика реализации ФГОС для детей с ОВЗ заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Электронный ресурс).