Воронов А. В., учитель истории и обществознания ГБОУ № 604
Методическую разработку урока-экскурсии из цикла “Семья и Блокада” для 10 класса я задумал в январе 2020 года, в дни Ленинградской Победы, дни освобождения Ленинграда от блокады. Мы с сыном рассматривали семейный альбом, на столе горели свечи, как символы вечной эстафеты памяти. Листая тяжелые фолиантные листы с пожелтевшими фотографиями, я поведал «племени младому, незнакомому» незаписанные рассказы моей бабушки, пережившей блокаду Ленинграда с первого и до последнего дня. Замечу, что многие из ее воспоминаний никогда не будут опубликованы. Такова ее воля, которую я не нарушу. Тогда и появилась идея провести необычный урок, посвящённый Великой Ленинградской Победе.
Сразу стало понятно, что для урока необходимо музыкальное сопровождение. Выбор пал на три произведения: это миниатюрный шедевр Ф. Шуберта «Ave Mariа», фрагмент бессмертного произведения Иоганна Себастьяна Баха «Токката и фуга ре минор» и, наконец, яркая, наполненная душевным трепетом музыка и песня из кинофильма «Зеленые цепочки» нашего замечательного композитора И. Шварца. К теме урока «Семья и Блокада. Наша Победа» эта музыка подходила почти идеально. Лейтмотив прост – «История семей Зверевых-Шашкиных-Муратовых-Вороновых: 1941-1944, адреса Ленинградской Победы». Мы едем на виртуальном автобусе по памятным семейным местам, связанным с героической обороной Ленинграда, каждый житель которого, даже маленький ребенок, вложил силы, здоровье и часто саму жизнь в дело Великой Победы. Первоначально планировалось, что автобус будет настоящий, не виртуальный, но пандемия внесла свои коррективы.
Итак, дело закипело. Цели урока были поставлены.
Основная идея урока: «История Родины начинается с истории семьи!»
Оборудование: ноутбук, фонарики смартфонов, заламинированные документы, фото, вырезки из газет, карта Ленинграда 1941 года, модель реактивной установки «Катюша» образца 1943 года, фотографии орденов и медалей.
Эпиграф к уроку: «Вспомним всех поименно, горем вспомним своим, это нужно не мертвым, это нужно живым!»
Как проходил урок?
Вначале должен быть организационный момент. Но правила поведения на экскурсии в автобусе и на улицах города нам на сей раз не понадобились. Я попросил ребят отреагировать на каждое из посещенных нами мест «включением» фонариков. Включаем фонарики и освещаем этот фрагмент урока в момент, указанный учителем.
Начинаем урок-экскурсию с вопроса: как обыкновенные советские люди, ленинградцы, помогли нашей Победе?
Для этого мы разберем следующие темы:
- история семьи на войне;
- роль личности в приближении Победы;
- вклад в нашу Победу каждого ленинградца.
Вначале знакомство с картой Ленинграда 1941 года. Наш город назывался Ленинградом, и был значительно меньше по территории, чем нынешний. Например, там, где расположился сегодня микрорайон «Славянка» были колхозные поля и дорога Пушкин – Ижорский завод (Колпино).
Я начал со следующего обращения:
– Ребята! Мы едем на необычную экскурсию-урок! Едем в виртуальный тур. Наш класс на время превратится в автобус. Вы согласны? Тогда поехали!
У каждого из нас есть семья. И у каждой семьи есть своя история. Если сложить историю всех наших семей, то получится ИСТОРИЯ НАШЕЙ РОДИНЫ. Сегодня я расскажу о своей семье, ее истории за девятьсот дней блокады. Во время моего рассказа на каждой из символических остановок в память о тех героических днях включайте, пожалуйста, ваши фонарики на телефонах.
Найдем адреса на карте города, они отмечены флажками: ул. Маяковского д. 6-8; Владимирский пр., д. 15; ж/д станция «Ржевка»; Большеохтинское кладбище; Пискаревское Мемориальное кладбище. Еще один адрес – Братское захоронение павших бойцов Красной армии в п. Синявино-1, которое находится за чертой города.
Перед каждым из вас карта, на которой обозначен наш маршрут. Эта карта издана перед самой войной. Вы видите красные флажки-ориентиры нашего сегодняшнего путешествия.
Первая остановка. ул. Маяковского д. 8
Мальчик, который стал моим отцом, родился в блокадном городе 11 ноября 1941 года. Ленинград был взят в кольцо уже 09 сентября 1941 года. Мой отец Воронов Владимир Владимирович (портрет) родился в «Снегиревке» (так любовно ленинградцы называли больницу-роддом). Моя бабушка рассказывала, что рядом на улице Маяковского в это время разорвался снаряд… Выла сирена. Шел обстрел Ленинграда. Один их тех обстрелов, которыми гитлеровцы пытались стереть прекраснейший из городов Европы с лица земли. Многие маленькие ленинградцы появились на свет даже во время такой, как принято говорить современным языком, «гуманитарной катастрофы». Появились на свет и выжили. Выжили и победили!
Справка: Девушка, защитившая диплом 15-16 июня 1941 г., вырезка из газеты «Техноложка» за июнь 1941 года, моя бабушка Воронова (в девичестве Зверева) Наталья Степановна (портрет).
Включаю музыкальный фрагмент: Шуберт «Ave Maria».
Пожалуйста, включаем фонарики.
Вторая остановка. Владимирский пр. д 15, во дворе – направо, первый этаж.
Этот дом не изменился со времен блокады Ленинграда. Здесь в это время жила семья Зверевых-Вороновых. Из 16 человек семьи к 1945 году выжили трое: моя прабабушка Елизавета Ивановна (ум. 1945 г.), бабушка Наталья Степановна (ум. 2013 г.), мой отец Владимир Владимирович (ум. 2014 г.). Бабушка написала стихи «Мой сын», посвященные тем дням. В 1943 году первый и единственный раз мой дед, Воронов Владимир Владимирович (пал смертью храбрых в 1943 году на Синявинских болотах), виделся с сыном Вовуськой (как называли отца в детстве). Поцеловав жену и сына на прощанье, он ушел. Ушел навсегда. Через месяц пришла похоронка: «Ваш муж, сержант Воронов Владимир Владимирович пал смертью храбрых за город Ленина…». Спасибо поисковикам, нашедшим останки деда в 2011 году в Синявинских болотах вместе с 20 000 других, порой безымянных, героев-солдат Красной Армии. Здесь, в этом доме, первым из нашей семьи от голода умер мой прадед профессор Степан Иванович Зверев (ум. 1942 г.). Включаем фонарики.
Третья остановка: ж/д станция «Ржевка».
Здесь, на оборонном заводе, моя бабушка, Наталья Степановна, выпускница химического факультета «Техноложки» (Ленинградского Технологического института), работала во время блокады. Отсюда на фронт отправляли патроны, снаряды, ракеты для реактивных «Катюш». «Все для фронта. Все для Победы!» – таков был лозунг обороны! При столовой завода были организованы ясли-сад для маленьких детей ( просто огорожено место), где во время рабочих смен с ними дежурили по очереди рабочие. Видимо, благодаря этому отец и остался жив во время голода. Бабушка рассказывала, что «придешь между сменами в столовую, а там Вовуська и другие дети… носиками сопят… так силы и появлялись». Посмотрела на детей – и снова на смену.
(Показ модели реактивной установки «Катюша»). Включаем фонарики.
Четвертая остановка: Большеохтинское кладбище.
Перед войной, как я уже говорил, в Ленинграде жило 16 человек нашей семьи. В марте 1942 года в братской могиле на Большеохтинском кладбище был похоронен мой двоюродный дед Шашкин Иван Алексеевич. До войны он учился на историческом факультете ЛГУ, с начала войны пошел работать на Ленинградский Металлический Завод простым рабочим, чтобы помочь фронту. Ковал броню для танков. В Красную армию его не взяли, зрение было очень слабым. Голод убил его. Включаем фонарики.
Пятая остановка: Пискаревское Мемориальное кладбище. Монумент «Родины-Матери». Здесь лежат ленинградцы…
С зимы 1942 года шесть человек из нашей семьи похоронены здесь, во рвах братских могил. Номера захоронений в нашей семье все знают наизусть, каждый январь и май приходим сюда просто поклониться и помолчать. Слезы текут сами…
Включаем фонарики. Свет ваших фонариков вливается в свет Вечного Огня, Свет Памяти! Звучит И. С. Бах, музыкальный фрагмент.
Сейчас многое в нашем городе может напомнить о той далекой войне. Ленинградцы постарались увековечить память о своей Победе в памятниках, мемориальных досках… Наш с вами долг – помнить и хранить наследие предков.
Воронова Наталья Степановна была награждена орденами «Трудового Красного Знамени», орденом «Знак Почета», медалью «За оборону Ленинграда». Ее сын, мой отец, носил на лацкане пиджака памятный знак «Житель блокадного Ленинграда».
В конце урока прозвучал музыкальный фрагмент И. Шварца «В далеком тревожном военном году…»
Домашнее задание имело творческий характер: составить индивидуальный отзыв об уроке-экскурсии.
Вот такой получился урок. Эмоции зашкаливали.