Максимова Н.Л. руководитель постановки,
педагог-организатор ГБОУ школа-интернат № 8
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев…
О.Берггольц
27 января 2021 года, в День воинской славы России, страна отметила 77-лет освобождения города-героя Ленинграда от фашистской блокады. К этой знаменательной дате был приурочен школьный этап районного конкурса «Я говорю с тобой из Ленинграда», который прошел 20 января 2021 года в актовом зале школы-интерната № 8.
Конкурс чтецов – одно из мероприятий, призванных связать поколения. Для нынешних школьников военные годы – совсем далекое прошлое, и все реже у них есть возможность слышать рассказы о военном и блокадном времени из уст непосредственных участников событий. Через литературу и творчество дети получают возможность прикоснуться к истории своей страны, своего города.
Педагоги помогли подготовиться детям к конкурсу основательно. Чтецы выразительно, эмоционально прочитали поэтические произведения, в которых еще раз напомнили о том, как ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью. Примечательно, что помимо выразительного художественного слова, они пытались более глубоко прочувствовать художественный текст, стать немного актёрами, никто не хотел быть хуже других. Также в конкурсе очень важен момент соревновательности. С большим трудом жюри при подведении итогов выделило лучших из лучших.
В районном конкурсе «Я говорю с тобой из Ленинграда» нашу школу будут представлять Александр Павлов 1 «Д», Арсений Гранкин 2 «Б», Александр Павлов 2 «А», Валерия Андреева 5 «А», Елисей Орлов 5 «А», Вадим Клюшинов 6 «А», Богдан Микула 7 «А», Яна Колесникова 8 «А», Дарья Кузикова и Екатерина Леострина 9 «Б» классы.
А 27 января 2021 года на сцене актового зала была показана литературно-театрализованная композиция «Несломленный, непобежденный». В постановке приняли участие обучающиеся: Дарья Кузикова, Денис Константинов, Яна Колесникова, Валерия Андреева, Елисей Орлов, Андрей Никифоров. Сценарий композиции мы выстроили на основе поэтических произведений, посвящённых блокадному Ленинграду. Блокадная поэзия сумела выразить самое главное — жизнь билась в Ленинграде в объятиях смерти, через смерть, вопреки смерти, потому город и победил её. В спектакле возникает не только зрительный образ Ленинграда: город в снегу, пустые вокзалы, катакомбы бомбоубежищ, «немые» дома, окна в крестах; дается и пронзительный звуковой ряд, также создающий образ города: свист бомб, стон вьюги, скрип полозьев санок, лязг, скрежет, гул снарядов. Ключевой сквозной звуковой образ блокадного Ленинграда – звук метронома. Образ важный — он и примета блокады, и нечто существенное в ней: «…Не зря, как хлеб в молчанье ледяном, его так скупо мерил метроном…».
В литературно-театрализованной композиции прозвучали стихотворения таких известных авторов, как Ольга Берггольц, Юрий Воронов, Людмила Пожедаева, Вадим Шефнер, Елена Вечтомова и т.д. В конце мероприятия участники исполнили песню «Блокада» и почтили память погибших минутой молчания.
Литературно-музыкальные и театрализованные композиции, спектакли, посвященные Дню полного освобождения блокады Ленинграда и Дню Победы, ежегодно проходят на сцене школы для учащихся и родителей. Наши спектакли пользуются неизменным успехом. Литературно-театрализованная композиция «Несломленный, непобежденный» в очередной раз убедила ребят, что они обязаны помнить, какой ценой завоеван мир, и сделать всё возможное для его сохранения.
Участвуя в репетиционном процессе театрализованной деятельности, воспитанники учатся коллективно работать, создавать художественные образы, обмениваться информацией, координировать свои функции. Постановки также помогают детям справиться с неуверенностью в себе, со стрессами, способствуют развитию диалогической речи, развитию мелкой моторики. И конечно, участие в спектаклях доставляет детям эстетическое удовольствие. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его к выступлениям перед зрителями.