Несломленный, непобежденный…

Максимова Н.Л. руководитель постановки, 
педагог-организатор ГБОУ школа-интернат № 8

 

Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев…
О.Берггольц

27 января 2021 года, в День воинской славы России, страна отметила 77-лет освобождения города-героя Ленинграда от фашистской блокады. К этой знаменательной дате был приурочен  школьный этап районного конкурса «Я говорю с тобой из Ленинграда»,  который  прошел 20 января 2021 года в актовом зале школы-интерната № 8.

 Конкурс чтецов – одно из мероприятий, призванных связать поколения. Для нынешних школьников военные годы – совсем далекое прошлое, и все реже у них есть возможность слышать рассказы о военном и блокадном времени из уст непосредственных участников событий. Через литературу и творчество дети получают возможность прикоснуться к истории своей страны, своего города.

Педагоги помогли подготовиться детям к конкурсу основательно.   Чтецы выразительно, эмоционально прочитали поэтические произведения, в которых еще раз напомнили о том, как ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью. Примечательно, что помимо выразительного художественного слова, они пытались более глубоко прочувствовать художественный текст, стать немного актёрами, никто не хотел быть хуже других. Также  в  конкурсе очень важен момент соревновательности. С большим трудом жюри при подведении итогов выделило лучших из лучших.

В районном конкурсе «Я говорю с тобой из Ленинграда» нашу школу будут представлять Александр Павлов 1 «Д», Арсений Гранкин 2 «Б», Александр Павлов 2 «А», Валерия Андреева 5 «А», Елисей Орлов 5 «А», Вадим Клюшинов 6 «А», Богдан Микула 7 «А», Яна Колесникова 8 «А», Дарья Кузикова и  Екатерина Леострина 9 «Б» классы.

А 27 января 2021 года на сцене актового зала была показана  литературно-театрализованная композиция «Несломленный, непобежденный».  В постановке приняли участие обучающиеся: Дарья Кузикова, Денис Константинов, Яна Колесникова, Валерия Андреева, Елисей Орлов, Андрей Никифоров. Сценарий композиции мы выстроили  на основе поэтических произведений, посвящённых  блокадному Ленинграду. Блокадная поэзия сумела выразить  самое главное — жизнь билась в Ленинграде в объятиях смерти, через смерть, вопреки смерти, потому город и победил её.  В спектакле  возникает не только зрительный образ Ленинграда: город  в снегу, пустые вокзалы,  катакомбы бомбоубежищ, «немые» дома,  окна в крестах;   дается и пронзительный звуковой ряд, также создающий образ города: свист бомб, стон вьюги, скрип полозьев санок, лязг, скрежет, гул  снарядов. Ключевой сквозной звуковой образ блокадного Ленинграда – звук метронома. Образ важный — он и примета блокады, и нечто существенное в ней:  «…Не зря, как хлеб в молчанье ледяном, его так скупо мерил метроном…».

В литературно-театрализованной композиции прозвучали стихотворения таких известных авторов, как Ольга Берггольц, Юрий Воронов, Людмила Пожедаева, Вадим Шефнер, Елена Вечтомова  и т.д. В конце мероприятия участники исполнили песню «Блокада» и почтили память погибших минутой молчания.

Литературно-музыкальные и театрализованные композиции, спектакли, посвященные Дню полного освобождения блокады Ленинграда и Дню Победы, ежегодно проходят на сцене школы для учащихся и родителей. Наши спектакли  пользуются неизменным успехом. Литературно-театрализованная композиция «Несломленный, непобежденный»  в очередной раз убедила ребят, что они обязаны помнить, какой ценой завоеван мир, и сделать всё возможное для его сохранения.

Участвуя в репетиционном процессе театрализованной деятельности, воспитанники учатся коллективно работать, создавать художественные образы, обмениваться информацией, координировать свои функции. Постановки также помогают детям справиться с неуверенностью в себе, со стрессами, способствуют развитию диалогической речи, развитию мелкой моторики. И конечно,  участие в спектаклях  доставляет детям эстетическое удовольствие. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его к выступлениям перед зрителями.