Алексеева Н. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.
Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.
Цель моей работы – заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия с детьми и родителями.
Поставив цель, я определила следующие задачи:
- Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста.
- Организовать развивающую предметно-пространственную среду для проведения занятий с детьми.
- Создать положительный эмоциональный настрой для снятия психоэмоционального напряжения у малышей.
- Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни.
- Учить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.
Свою работу строю в тесном взаимодействии с воспитателями, специалистами нашего детского сада и родителями. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы, приемы и технологии.
Рассмотрим подробнее применяемые мною технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Закаливающие мероприятия: например, «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по массажным коврикам, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
- Динамические паузы: применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки?», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
- Подвижные и спортивные игры: игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения. Например, на прогулке – «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе – «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и т.д.
- Пальчиковая гимнастика: темы упражнений самые разнообразные: «Этот толстый поросенок», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы» и др.
- Дыхательная гимнастика: очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и т.д.
- Гимнастика пробуждения: стараюсь включать спокойную музыку, сначала делаем упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик – дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
- С использованием массажного шарика Су-Джок: малыши с удовольствием повторяют движения, стараемся проводить упражнения, сопровождая их стихами.
Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики Су-Джок, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся
- Утренняя гимнастика: я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Жираф» и др.
- Физкультурные занятия: провожу интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, использую музыкальное сопровождение, нетрадиционное оборудование – «Сенсорные мешочки», «Мячик Су-Джок».
К коррекционным технологиям относятся
- Артикуляционная гимнастика: я изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.
Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями. Совместно с родителями я провела консультации и беседы «Рисование мыльными пузырями», «Массажные коврики», «Не болей» и др.; мастер- классы по изготовлению тренажеров на сенсорное восприятие, на дыхание, игровой массаж и т.д.
Использую папки-передвижки «Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам» и т. д.
Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы психогимнастики: «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений; тренируем мышцы в разных направлениях и задерживаем внимание на своих ощущениях.
Результаты моей работы
Сравнительный анализ показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования внедряемой системы и современных программ, технологий в физкультурно-оздоровительную работу ГБДОУ. Мои воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, они способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать в общем для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.
Закончить статью хочу словами Сухомлинского В.А.: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».