Белозерцева Т.В., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8
21 декабря 2020 года Татьяна Васильевна Белозерцева, учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8, провела вебинар на тему «Использование приёмов мнемотехники на коррекционных и логопедических занятиях» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» – онлайн-институт коррекционной педагогики.
В настоящее время нарушение речи у детей – распространенное явление, в котором отмечаются следующие проявления: нарушения звукопроизношения, лексические недостатки, неправильное грамматическое оформление высказывания, нарушение связной речи. Дети иногда не могут сформулировать вопрос или дать ответ, не могут правильно рассказать о себе. Их высказывания отличаются отсутствием точности, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Отмечается снижение речевой активности у детей. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников, естественно, что и успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Кроме речевых особенностей у детей недостаточно сформированы внимание, память и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Монотонное зазубривание не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Ребенку надо помогать запоминать новую информацию, его надо учить контролировать правильность запоминания. Для этого к устной информации требуется прикрепить вспомогательное средство – зрительный образ, символ, рисунок. Одной из эффективных коррекционных методик запоминания является мнемотехника.
Мнемотехника (искусство запоминания) – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Программа вебинара:
- Память как познавательный процесс. Процессы и классификации памяти.
- Особенности памяти детей с нарушениями речи.
- Общие понятия о мнемотехнике.
- Мнемоквадрат. Мнемодорожка. Мнемотаблица. Мнемоколлаж. Этапы, виды работ.
- Приёмы мнемотехники при обучении дошкольников и младших школьников.
Вебинар адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам, коррекционным педагогам, психологам, воспитателям и учителям, начинающим специалистам, студентам педагогических колледжей и ВУЗов, родителям.