Данелян.С.Г., учитель- логопед ГБДОУ 36
Тяжёлое нарушение речи (ТНР) – это стойкое специфическое отклонение в формировании всех компонентов речевой функциональной системы, отмечающиеся у детей с нормальным слухом и интеллектом.
ТНР характеризуется:
- бедным лексическим запасом (объём пассивного и активного словаря не соответствует возрасту);
- нарушением грамматического строя речи (не сформированы процессы словоизменения и словообразования, нарушен процесс грамматического согласования слов в потоке речи, затруднения при использовании предлогов и построения конструкций с ними);
- искажением звуко- слоговой структуры слова (пропуски, перестановки звуков и слогов);
- несформированностью фонематических процессов;
- нарушением просодических компонентов речи (темп, ритм, паузация, интонационная выразительность речи) и речевого дыхания;
- полиморфным нарушением звукопроизношения (нарушение произношения разных групп звуков);
- нарушение в формировании связной речи.
Коррекционная работа проводится в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР). Вся работа в группе направлена на всестороннее развитие речевой системы детей. Возникает необходимость в изготовлении большого числа наглядных пособий для систематической тренировки и автоматизации речевых навыков детей. В целях экономии времени и места для хранения дидактических материалов целесообразно стремиться к изготовлению многофункциональных пособий. Добиться такой многофункциональности позволяют взаимозаменяемые элементы. Такими элементами могут стать стикеры-детали, вырезанные из бумаги для записей с тонким клеевым краем. Удобство таких элементов обусловлено возможностью написания или изображения на элементе любых необходимых обозначений, а также клейким слоем кромки, который позволяет многократно отклеивать и снова наклеивать элементы, меняя сами стикеры и их расположение.
В нашей группе создана серия подобных пособий для развития речевой системы детей по всем лексическим темам в соответствии с комплексно-тематическим планированием в рамках реализуемой Программы.
Предлагаю вашему вниманию в качестве примера одно из таких пособий по лексической теме «Овощи». Пособие может использоваться логопедом и воспитателями и для индивидуальной, и для подгрупповой работы с детьми.
Оборудование
Лист плотной бумаги для черчения формата А-2 с изображениями большого и маленького размера, соответствующими теме (изображений по каждой теме должно быть как можно больше для охвата максимального количества лексики); цифры, написанные маркером на квадратах, вырезанных из бумаги для записей с тонким клеевым краем – «стикерах» (цифры могут переклеиваться в ходе одного занятия и на следующем занятии для образования детьми новых словосочетаний).
Цель использования:
- активизация словаря по теме «Овощи» (слова – названия овощей, обобщающее понятие «Овощи»);
- развитие грамматического строя речи: образование существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов;
- развитие грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными;
- развитие грамматического строя речи: согласование числительных с существительными;
- развитие грамматического строя речи: согласование числительных, прилагательных и существительных;
- развитие связной речи;
- развитие речевого дыхания, за счёт удлинения фразы на одном речевом выдохе;
- развитие речевой памяти.
Ход занятия
1 задание. Ребёнок называет все «большие» изображения и обобщающее понятие. (Например, «…я вижу помидор, огурец, перец… Это овощи»).
2 задание. Ребёнок называет большой и маленький предмет парами, образовывая названия при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Например, «Вот помидор и помидорчик», «Вот перец, а вот перчик» и т.д.).
3 задание. Ребёнок называет все «большие» изображения, добавляя «цифру» с наклеенного рядом стикера. (Например, «Я вижу три помидора, два огурца, пять перцев…»).
4 задание. Ребёнок называет все «маленькие» изображения, добавляя «цифру» с наклеенного рядом стикера. (Например, «Я вижу два помидорчика, пять огурчиков, три перчика…»).
5 задание. Ребёнок называет «большие» и «маленькие» изображения парами, добавляя «цифры» с наклеенных рядом стикеров. (Например, «Я вижу три помидора и два помидорчика, два огурца и пять огурчиков, пять перцев и три перчика…»).
6 задание. Ребёнок называет все «большие» изображения, добавляя прилагательное цвета. (Например, «Я вижу красный помидор, зелёный огурец, жёлтый перец…»).
7 задание. Ребёнок называет все «маленькие» изображения, добавляя прилагательное цвета. (Например, «Я вижу красный помидорчик, зелёный огурчик, жёлтый перчик…»).
8 задание. Ребёнок называет все «большие» изображения, добавляя «цифру» с наклеенного рядом стикера и прилагательное цвета. (Например, «Я вижу три красных помидора, два зелёных огурца, пять жёлтых перцев…»
9 задание. Ребёнок называет все «маленькие» изображения, добавляя «цифру» с наклеенного рядом стикера и прилагательное цвета. (Например: «Я вижу два красных помидорчика, пять зелёных огурчиков, три жёлтых перчика…»).
10 задание. Педагог на свой выбор указывает ребёнку на два или более (в зависимости от целей и речевых возможностей ребёнка) любых изображения на листе. Ребёнок называет изображения, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, добавляя «цифры» с наклеенных рядом стикеров, и прилагательные цвета. (Например, «Я вижу три красных помидора и пять зелёных огурчиков», «Я вижу три жёлтых перчика и два зелёных огурца», «Я вижу пять жёлтых перцев, три красных помидора и пять зелёных огурчиков»).
Педагог также может менять образец фразы, которую должен повторить ребёнок, используя изменение частей речи по падежам. Например:
- Вот помидор. Вот один помидор. Вот один красный помидор.
- Нет помидора. Нет одного помидора. Нет одного красного помидора.
- Я вижу помидор. Я вижу один помидор. Я вижу один красный помидор.
- Я иду в огород за помидором. Я иду в огород за одним помидором. Я иду в огород за одним красным помидором.
И так далее, это задание можно варьировать бесконечно.
Можно использовать «стикеры» с изображением насекомых, располагать их по-разному в пространстве по отношению к изображениям овощей и тренироваться в использовании предлогов в речи.
Вариантов использования данного пособия достаточно много. Так просто и доступно можно создать многофункциональное пособие, которое позволяет максимально эффективно развивать речевую систему детей в пределах каждой лексической темы.