Захар Т. М, воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Театр является одной из самых ярких и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию его культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. «В процессе этого сопереживания, – как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую … силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место», – утверждал Б. М. Теплов.
Различный характер переживаний, возникающих в ходе игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театрализованной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени, совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.
У эмоционально пассивных детей соответственно всё выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.
Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В требованиях к структуре образовательной программы ФГОС ДО сказано: «…социально-коммуникативное развитие направлено на… развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…»
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа “Я”, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Во ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей, при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды, способствующей развитию игровой, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
И все же самая объективная оценка в динамике развития – это сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода. Прослеживая данную ситуацию, можно сделать вывод, что даже самый стеснительный ребенок при правильном индивидуальном подходе к нему начинает проявлять самостоятельность и развиваться в творческом направлении, показывая хорошие коммуникативные навыки в общении.
Во всех формах театрализованной деятельности у нас в группе я создаю небольшие подгруппы детей для участия в постановках, что позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы я формирую по-разному — в зависимости от содержания НОД.
Для развития эмоциональности у детей я использую различные игры для снятия мышечного напряжения:
- Русские народные игры: «Карусели», «Паучок»,«Клубок».
- Психологические игры: «Поздоровайся по-разному», «Найди себе пару», «Постройся по цвету».
- Игры превращения: «Герои сказок», «Грибы», «Кругосветное путешествие», «Семья ежей».
- Игры для развития интонационной выразительности:
– Прочитать стихотворение с различной интонацией (удивлённо, насмешливо, недоумевая):
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят-малюток.
Л. Фурмина.
– «Попроси игрушку» (вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.);
– «Исполни сценку»: из сказки «Три медведя», чтобы дети догадались, кто из медведей говорит; из сказки «Колобок» голосами животных.
Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров. В ежедневной работе я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Курочка Ряба” «Семеро козлят», «Красная Шапочка» и др.) в зависимости от возрастных особенностей. Привлекаю ребят к участию в инсценировках: я читаю слова автора, а ребята говорят за героев хорошо знакомых сказок. Обсуждаю с ними результат, обязательно хвалю и поддерживаю ребенка, особенно стеснительных и замкнутых детей. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. При наличии необходимого условия – активного интереса детей – в театрализованной игре каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – “спрятаться” за маску и тем самым преодолеть неуверенность в себе, испытать чувство удовлетворения собой, радости, успешности. Также необходима помощь родителей в создании театральной среды в группе: как правило, родители отвечают за костюмы для театральных постановок, различные атрибуты и т.п.
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности, в первую очередь, в ГБДОУ педагогический театр организуется в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли; его речь становится образной, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
- воспитание у ребенка основ общей культуры;
- приобщение детей к искусству театра;
- развитие творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности.
Анализ результатов моих наблюдений показывает, что большое количество детей интересуются театрализованной деятельностью, проявляют свои эмоций как в игре, так и в повседневной жизни. Театрализованная деятельность поощряет инициативность, самостоятельность мышления, творчество детей. Театрализованная деятельность – это вариативная система, позволяющая формировать способности к эмоциональным переживаниям, к развитию социальной активности детей. Она раскрывает эмоциональный потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Ведь как сказал В. А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А наша задача – их этому научить.