Досуговые формы взаимодействия с родителями

Соснина Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

С этим нельзя не согласиться, действенность и сила семьи не сопоставима ни с каким, даже самым высококвалифицированным воспитанием в детском саду и школе, поскольку основы формирования личности закладываются именно в семье.

Задача педагога – вовлечь родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения, используя различные направления и формы работы. Мы используем в работе различные направления по вовлечению родителей в совместную деятельность: информационно-аналитическое, наглядно-информационное, познавательное, досуговое.

Мы решили для себя, что досуговое направление поможет устанавливать более теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Значит, в дальнейшем нам будет проще налаживать контакты, предоставлять родителям актуальную педагогическую информацию.

Результаты проведенных мероприятий превзошли все ожидания. В течение учебного года большинство семей приняли участие в том или ином мероприятии:

  • познавательно-исследовательский проект «Мир металла»;
  • участие в мировом флешмобе «Сидим дома»;
  • благотворительная акция «Твори добро»;
  • родительские встречи «Моё родословное древо», «Моя профессия»;
  • мастер-класс «Подарок для друга» и многое другое.

Систематическое профессиональное позитивное взаимодействие с родителями помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, проводить мастер-классы, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах, рассказывать о своей профессии и т. д.

Выставки и конкурсы детско-родительского творчества – это, как правило, результат совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы – один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

 Например, у нас в ГБДОУ проводился конкурс познавательно-исследовательских проектов, и наши родители приняли активное участие по изготовлению поделок и рисунков в домашних условиях с использованием металлических предметов. Выставки работ «Мир металла» и «Металлическая фантазия» поразил не только педагогов, но и самих родителей! Дети с восторгом рассказывали, как они с родителями тщательно и творчески подходили к выбору поделки: выбирали материал, «металлический» образ, размер, думали над соединением элементов и так далее.

 

Благотворительная акцияформа совместной деятельности, имеющая большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и дарить их.

Родительские встречи проводятся самими родителями, на них мамы и папы обсуждают интересные или сложные случаи из жизни семьи, воспитания ребёнка, ищут решение проблем.

Конечно, участие родителей в наших мероприятиях проявляется по-разному: кто-то более активен, кто-то менее. Но самое главное, что все откликнулись на наш призыв. Участие семей в различных конкурсах, акциях, праздниках, развлечениях позволило нам лучше узнать индивидуальность семьи и ребенка, понять его проблемы и персонифицировать работу с ним, чаще контактировать с семьёй, при необходимости оказать помощь, дать совет, подбодрить. Когда обе стороны понимают, чем могут помочь друг другу для блага и развития ребёнка, — это значит, что мы двигаемся в правильном направлении.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. И я продолжаю искать пути сотрудничества с родителями. Надеюсь, что практический материал из опыта моей работы поможет коллегам налаживать взаимодействие с родителями, ведь оно необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и тем самым помогли раскрыться способностям и возможностям ребенка.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя. Именно так создаётся атмосфера взаимоуважения. Это делает позиции родителей в воспитании детей более гибкими, так как взрослые, непосредственно участвуя в воспитательно-образовательном процессе, повышают свою педагогическую компетентность.