Влияние регионального компонента на экологическое воспитание старших дошкольников

Бородачева Е. Б., воспитатель ГБДОУ детский сад № 33

Какой будет экология нашего города через десятилетия, во многом зависит от тех основ, которые мы – педагоги заложим в будущие поколения.

К сожалению, деятельность человека, подчас безграмотная с экологической точки зрения, ведет к нарушению дисбаланса в природе.

Каждый из тех, кто причиняет вред окружающей среде, был ребенком. Поэтому так важна роль дошкольного учреждения в формировании основ экологического сознания детей, начиная с самого раннего возраста. Именно в младшем возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Эстетика окружающего мира природы рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и проживаешь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Таким образом, без участия экологического фактора не может состояться полноценное развитие настоящего патриота.

Поэтому очень важно начать формировать экологические представления у детей с создания условий для ознакомления их с природой родного дома, улицы, города, то есть одновременно воспитывать эколога, защитника природы и человека, любящего свою Родину.

Учитывая актуальность вышесказанного, тема «Развитие экологических представлений через воспитание любви к родному городу» показалась педагогам нашего детского сада очень интересной. Взяв ее в работу, мы поставили перед собой цель –создать условия для формирования у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, любви к природе родного края. Реализовать ее мы пытались путем решения следующих задач:

  1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края; обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить их быть внимательными, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидели, передавать замеченные особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
  3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
  4. Иметь представление об объектах природы родного города, осознавать их значимость.

В первую очередь, воспитатели нашего ГБДОУ наметили следующий план работы:

  1. Создание необходимой РППС;
  2. Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с основной программой;
  3. Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой родного края, вовлечение их в активную природоохранную деятельность;
  4. Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Работу мы начали с создания и дальнейшего обогащения РППС.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремились сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группах оформлены уголки природы, которые знакомят детей с временами года, животными, растениями и климатическими явлениями родного края. Созданы мини-музеи «Природа родного края», «Парки Пушкина», «Красная книга Ленинградской области», лепбуки «Волшебное дерево», «Береги природу».

Собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев местных пород, при непосредственной помощи детей изготовлен гербарий растений Ленинградской области.

Все знания дети закрепляли в различных настольно-печатных, словесных, дидактических и подвижных играх: «С какого дерева листочек?», «Скажи -не ошибись» «Раз-два- три! К дереву беги!» и т.д.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого во всех группах оформлены уголки экспериментирования «Лесной доктор» с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок. В дошкольном возрасте основной формой организации исследовательской деятельности являются опыты. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но осуществляемое самими детьми наблюдение за изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно созданных условий. На прогулках наши ребята пытались найти подтверждение выводам, полученным в ходе проведения экспериментов. Этому немало способствовали природные условия нашего города – ребята с интересом наблюдали за наступлением нового времени года, за изменениями, происходящими в растительном и животном мире.

Наблюдения продолжались и на пешеходных экскурсиях по родному городу, где ребята не только знакомились с близлежащими улицами, их архитектурой, но и развивали экологические представления, закрепляли знания о деревьях, кустарниках, насекомых, птицах.

В работе по ознакомлению с природой Ленинградской области наши педагоги широко использовали художественную литературу, картотеки загадок, стихотворений, потешки, а также театрализованную деятельность. Все эти средства, как ничто другое, развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях. Использование в работе художественного слова позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников и способствует развитию представлений о региональном компоненте.

Большое значение в развитии знаний о городе, его природе имело активное участие ребят в проведенных проектах. Их было немало: «Дары осени», «Осенний сундучок», «Кошечка», «Грибы и ягоды», «Зимние чудеса», «Ёлочка, живи!», «Знакомимся с парками Пушкина». В рамках проектов были проведены НОД, просмотр презентаций на определённую тематику, продуктивная деятельность детей. Тематика занятий и мероприятий с детьми варьировалась с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы и родного города.

Экологическое воспитание детей с учетом регионального компонента в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности. Особое место занимает работа с родителями, которые каждый раз выступают в роли незаменимых помощников. С их помощью был проведен «Осенний бал», организованы выставки «Грибы-ягоды», «Осенние кружева», «Зимний пейзаж», «Елочка, живи!» Родители помогали организовать мини-музеи: «Родной город», «Наша природа»; фотовыставки: «Осенние парки Пушкина», «Зимние прогулки в Александровском парке»; мастер-классы: «Грибы», «Выставка овощей», «Кошки Санкт-Петербурга», «Пушкинские экологи». Ряд мастер-классов был проведен в совместной работе с Пушкинской библиотекой, где родители и ребята нашей группы не только участвовали в создании удивительных поделок на экологическую тематику, но и внесли свою лепту в концерт. Совместно с родителями были проведены природоохранные акции «Мы за чистый город», «Налетай-ка» (изготовление кормушек и скворечников).

Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей, активнее самим включиться в работу по обеспечению чистоты родного города, быть сознательными гражданами, настоящими патриотами.

И конечно, нельзя не сказать о праздниках, которые очень любят дети, воспитатели и родители нашего детского сада. Поскольку они тесно связаны с сезонными изменениями в природе нашего региона (Осенины, Новый год, Весенние праздники, День весеннего равноденствия), ребята невольно в процессе участия в подготовке ярких праздничных событий получают не только эмоциональные впечатления, но и новые знания об экологии.

 Знакомство с природой Пушкинского района осуществляется и через работу с общественными организациями города Налажена совместная работа с сотрудниками библиотеки, где наши педагоги очень часто проводят экологические мастер-классы вместе с детками и родителями, создавая замечательные поделки на экологическую тематику и организовывая концерты. Все это очень сближает детей, родителей и педагогов и способствует лучшему усвоению знаний об окружающей среде. Плодотворное сотрудничество сложилось у нашего детского сада с краеведческим музеем. Его хранители каждый месяц знакомят наших воспитанников с традициями народов, населяющих Ленинградскую область, с фауной и флорой нашего края, с праздниками нашего региона…..

После проведенной в течение года работы мы убедились, что уровень знаний детей о регионе, родных городах Пушкин и Санкт-Петербург значительно вырос. Существенно расширились экологические представления воспитанников нашего детского сада – наши ребята обладают отличными знаниями о флоре и фауне Ленинградской области, любят свой город и горят желанием сохранить его природу в чистоте!