Химия — предмет интересный, но сложный

Веремей А.Д., учитель географии и химии  ГБОУ школа-интернат № 8

В этом учебном году школа-интернат № 8 — коррекционная основная общеобразовательная школа закупила для учащихся 8 — 9 классов учебники «Химия 8 и 9» О.С. Габриеляна, М., Просвещение, 2019. Учебник способствует развитию универсальных учебных действий (пришедших на смену славных ЗУН — знаний, умений и навыков); в том числе экспериментальных и расчетных в соответствии с ФГОС. Учебники химии удивительные и интересные, но чрезвычайно сложные, не предназначенные для коррекционных школ, требующие присутствия у учащихся логического и абстрактного мышления. Учителям коррекционных школ предстоит хорошо потрудиться, чтобы адаптировать учебники для своих учеников.

Без знаний химии невозможно добиться успехов в технической сфере деятельности; без глубокого понимания химии трудно овладеть специальностями, связанными с технологией, биологией, медициной, сельским хозяйством.

Учебник «Химия — 9» продолжает курс «Химия — 8», О. С. Габриелян, М. «Дрофа», 2013», но тема «Растворы. Теория электролитической диссоциации» уже изучалась в конце 8 класса, когда у учащихся самая низкая работоспособность и мотивация, к тому же тема пришлась на дистанционное обучение в четвертой четверти прошлого учебного года.

Не удивительно, что в девятом классе при изучении данного раздела почти ни один девятиклассник не вспомнил о прохождении данной темы в конце восьмого класса – результат дистанционного обучения, когда и конспекты уроков, и домашнее задание бездумно списывались с Интернета, или, еще проще, выполнялись родителями или другими родственниками.

Тема «Растворы. Теория электролитической диссоциации» — ключевая при решении многих заданий. Особое внимание следует обратить на химические свойства неорганических веществ как электролитов и решение расчетных задач по уравнениям химических реакций, так как эти вопросы лежат в основе решения всех химических задач.

В соответствии с ФГОС ведущая роль в изучении химии принадлежит системно-деятельностному подходу на основе проблемного обучения. В текст параграфов нового учебника включены планы характеристик химических объектов, алгоритмы, образцы выполнения действий и решения задач. Для самопроверки и самостоятельного выполнения проверочных работ составлена система дифференцированных заданий, есть и задания творческого характера.

Так, используя все положительные стороны учебника, мы с девятиклассниками потихоньку стали продвигаться по химическим джунглям, пока не подошли к теме «Химические свойства кислот как электролитов», где запланировано проведение лабораторных опытов № 14 — № 23. Всего 10 лабораторных опытов. Как сделать все за 40 минут?

Так как школа коррекционная, лабораторные опыты проводит учитель, учащиеся стоят вокруг демонстрационного стола, наблюдают, оформляют, делают выводы.

Для проведения урока на тему «Химические свойства кислот как электролитов» учитель подготовил ассистентов:

  • для написания на доске химических формул исходных веществ, вступающих в химическую реакцию на каждый опыт;
  • для чтения хода лабораторного опыта;
  • для демонстрации результатов химического опыта.

Урок начался. Под руководством учителя учащиеся рассаживаются полукругом вокруг демонстрационного стола с учебником, рабочей тетрадью, карандашом. Ассистент читает ход лабораторного опыта, учитель выполняет лабораторный опыт, второй ассистент записывает на доске исходные данные лабораторного опыта, учащиеся переписывают их в тетрадь карандашом с тем, чтобы иметь возможность при оформлении работы исправить возможные ошибки, третий ассистент проносит пробирки с результатами опытов перед учениками. И так опыт за опытом, и в конце урока остается несколько минут для обобщения работы; дома оформить лабораторные опыты, записать химические формулы продуктов химических реакций каждого опыта, используя помощь учебника. Ученики справились, отметки, в основном, хорошие. При проведении урока и выполнения домашней работы, девятиклассники показали высокий уровень познавательной активности и учебной мотивации, стремления к хорошим результатам.

На следующих уроках, посвященных химическим свойствам оснований и солей как электролитов, учащиеся поняли логический смысл проведения такого большого количества лабораторных опытов при изучении химических свойств кислот как электролитов: основания и соли реагируют с кислотами, и нет смысла вторично проводить эти эксперименты, они уже проделаны и оформлены. В качестве закрепления учащиеся записали молекулярные, ионные и сокращенные ионные уравнения химических реакций для оснований и солей.

Лабораторные опыты позволяют отразить тесную связь теории и эксперимента и на практике убедиться в действенности законов химической науки и возможности научного предвидения.

Cистемно-деятельностный подход – своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в сотрудничестве с учащимися мастером своего дела.