Развитие фонетико-фонематических процессов у учащихся с ОВЗ: авторский подход к коррекционно-развивающей работе

Белозерцева Т.В., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8

30 октября 2020 года учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8 Татьяна Васильевна Белозерцева провела вебинар на тему «Развитие фонетико-фонематических процессов у учащихся с ОВЗ: авторский подход к коррекционно-развивающей работе» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» — онлайн-институт коррекционной педагогики.

Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика. Теория и практика логопедической работы доказывают, что развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется словами с трудноразличимыми звуками. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в полном объеме и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги, безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при систематической планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, анализировать звуковой состав слова является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. 

На вебинаре были рассмотрены методы и приемы развития фонематических процессов, подходящих как для детей дошкольного, так и школьного возраста с ОВЗ.

Программа:

  • Основные фонематические процессы и их взаимосвязь.
  • Этапы развития фонематических процессов.
  • Система и виды коррекционной работы, методы и приёмы по развитию фонематических процессов.

Вебинар адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам, коррекционным педагогам, психологам, воспитателям и учителям, работающим с детьми с ОВЗ, руководителям структурных подразделений ДОО и СОШ, председателям ППК организаций, начинающим специалистам, студентам педагогических ВУЗов, родителям.