Барсукова Ю.А.: Каким должен быть успешный учитель?

Барсукова Ю.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 407

Каким должен быть успешный учитель? Успешный учитель всегда активен, бодр, весел.  Успешный учитель не прекращает саморазвиваться, самообразовываться. Успешный учитель готов к переменам. Успешный учитель заинтересует любого ученика своим предметом. Успешный учитель наполнен любовью к детям. Неплохие определения, не правда ли? Неплохие определения учителя с картинки.

Думаю, успешный учитель – свободный человек.  Человек,  имеющий свои мысли, умеющий их отстоять. Он не боится порицания, неудач. У успешного учителя есть право выбора во всём: как и что говорить, как выглядеть, как одеваться, за кого проголосовать на нескончаемых выборах или не голосовать вовсе, как организовать свою деятельность,  в конце концов. Свобода высказать своё слово по любому вопросу, не боясь никого.

Свободный учитель имеет право на любые эмоции. Он может радоваться, переживать, злиться. Учитель раскрепощён в общении с детьми. В этом случае может быть установлен такой контакт с учениками, который помогает детям раскрыться и не бояться ошибок и неудач. Только чувствующий человек может достичь вершин в педагогике. У учителя должно быть легко на сердце. Это та лёгкость, которая окрыляет, вселяет уверенность в ребят. Учитель идёт рука об руку со своей совестью, без этого нет учителя, нет человека.

Свобода! Так, по-моему, звучит главный принцип успешного учителя. Но есть ли она в действительности? Опираясь на свой небольшой опыт работы в школе, могу сказать, что нет. Её нет вообще. Учитель загнан в жёсткие рамки всевозможных стандартов, отчётов, поручений, ограничений. Современный учитель живёт под гнётом невыполненных дел, которые к истинному предназначению педагога не имеют никакого отношения. Постепенно кипа бюрократических бумажек съест творческое начало в учителе. В жизни педагога не останется времени на его основную работу.

К сожалению, ворох ненужных бумаг не унесёт даже самый сильный ветер. Из пришедшего в школу молодого учителя, полного надежд  и творческих идей,  выйдет усталый, отрешённый от детей и знаний человек. Образование в России не выйдет на новый уровень, пока учитель играет роль чиновника.