Коррекционная работа на уроках географии

Веремей А.Д. , учитель географии ГБОУ школа-интернат № 8

Коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный  не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств недостатков поведения, но и на создание необходимых условий для их личностного развития и адекватной интеграции в социум.

А.Д. Гонеев, профессор кафедры психологии с курсом педагогики Курского государственного медицинского университета, доктор педагогических наук

Школа наша коррекционная, но программа, по которой обучаются ученики, общеобразовательная. Поэтому процесс коррекционной работы планируется и организуется каждым учителем-предметником самостоятельно в соответствии с ФГОС. В тематическом планировании обязательно предусмотрена графа «Задачи коррекционной работы», но, совершенно очевидно, что работа эта не всегда подвергается планированию, так как она очень плотно переплетается со всеми задачами обучения: образовательными, развивающимися, воспитательными.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Ее основа  – практическая работа – основной путь формирования предметных и метапредметных результатов, потому что пассивное наблюдение учеников, сопровождаемое разъяснениями учителя, рассматривание  готовых таблиц, бесцельный просмотр видеоматериалов могут только  в значительной степени увеличить трудности детей в процессе учения.

Практическая работа формирует основные виды учебных действий: умения работать с географической картой, географическим текстом, географической терминологией и номенклатурой. Учащиеся учатся составлять географические характеристики, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, выявлять закономерности, делать выводы. Именно поэтому в календарно-тематическом планировании введена графа «Практика», которая предусматривает не только практические работы, уроки- практикумы, но и элементы практических заданий на каждом уроке, что способствует реализации личностно-деятельностного подхода и формированию элементов научного мировоззрения учащихся.

Личность формируется и проявляется в деятельности, поэтому педагогические явления и процессы необходимо организовывать в логике целостного рассматривания всех основных компонентов деятельности: ее  целей, мотивов, действий, интересов, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов.

Если какой-то компонент деятельности не сформирован,  требуется коррекция этого компонента. Для систематической и планомерной коррекционной работы на уроках географии разработаны комплексы коррекционных упражнений.

Коррекционные упражнения – комплекс, обеспечивающий произвольность психических процессов, сформированность  важнейших учебных действий. Его дидактические функции –  ориентация ученика на всю систему требований, определенных учебной задачей; принятие целей, заданных учителем; сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче; систематизация знаний; коррекция восприятия, тренировка памяти, развитие навыков запоминания.

Примеры комплексов

  1. Комплекс, направленный на развитие мышления.
    Его дидактические функции: учет особенностей мышления, овладение навыками логических операций: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование; выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей.
  1. Комплекс, обеспечивающий коррекцию деятельности анализаторов.
    Его дидактические функции: развитие произвольного восприятия, переключения внимания с одного вида деятельности на другой; тренировка доминантных анализаторов в ходе урока; работа по аккуратному оформлению заданий; самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.
  1. Комплекс, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию.
    Регуляция поведения и естественной двигательной активности, сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; способность к ответственному поведению; эмоционально-положительное восприятие учеником системы своих отношений со сверстниками и учителями; овладение навыками самоанализа и самоконтроля. С целью регуляции поведения, овладения учащимися навыками самоанализа и самоконтроля следует включать в урок задания по самостоятельной обработке и последующему самоконтролю, например, «выполни задание и проверь», «сравни с записями на доске». Целесообразно моделировать учебные ситуации с переносом только что показанного способа обработки учебной информации на свое индивидуальное задание, практиковать работу в парах, организуя взаимопомощь и взаимопроверку учеников.
  1. Комплекс, направленный на работу с географическим текстом и географической терминологией.
    Коррекция смыслового чтения, выделения главного в тексте; коррекция составления планов и кратких конспектов по изучаемому географическому тексту, ответы на вопросы по тексту; коррекция умения найти необходимую географическую информацию.
    Географическая терминология – значительная основа географических знаний, поэтому работа на уроках географии с географической терминологией должна проводиться в системе.
  1. Комплекс, направленный на работу с географическими картами и географической номенклатурой.
    Географическая карта – особый источник географических знаний. Формирование у учащихся умений выполнять работы на контурных картах ведет к развитию и коррекции пространственного воображения и абстрактного мышления, созданию системы работы на уроках географии с географической номенклатурой. Коррекция внимания, аккуратности, усидчивости, эстетического вкуса, памяти, мышления, формирование элементов научного мировоззрения, воспитание уважения к научной работе, интереса к науке географии – это тоже результаты работы с географической картой, в том числе и с контурной.

Виды работ (примеры)

  1. «Или – или» – 10 вопросов, таких как: «Воображаемая линия, проведенная на глобусе от полюса к полюсу – меридиан или параллель?»
  2. С какого слова начинается предложение? 10 вопросов, например: «…ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»
  3. Дать понятие по определению. 10 вопросов, например: «Каменная оболочка Земли -это…, воздушная оболочка Земли- это…, водная оболочка Земли – это…»
  4. Закончить предложение. 10 вопросов, например, «Относительно уровня моря измеряется…»
  5. Определить второе слово. 10 вопросов, например, «Первая географическая координата – географическая…»
  6. Тесты, викторины, кроссворды, загадки.
  7. Определить географический термин по рисунку или фрагменту контурной карты.
  8. Сопоставление определения и географического термина.
  9. Найти географический объект на географической карте по его яркому описанию, записать его название (10 вопросов – ответы столбиком).
  10. Найти географический объект на географической карте в сопоставлении с другим объектом и сторонами горизонта – «это горы к востоку от…» (10 вопросов, ответы записываются столбиком под цифрами).
  11. Система работы с контурной картой. Примеры.
    5 класс – работа с географическими координатами;
    6 класс – нанесение на контурную карту географических объектов геосфер;
    7 класс – карты материков, океанов и стран;
    8 класс – карты природы и хозяйства России;
    9 класс – карты экономических районов России.

Выполнение заданий на контурных картах анализируются, показываются пути исправления ошибок и улучшения эстетичности, создаются ситуации успеха, и поэтому каждая последующая карта, оформленная учеником, выглядит правильнее и привлекательнее предыдущей. Так, например, в 8 классе при знакомстве с хозяйством России заполняем карту «100 городов». Границы России оформляем на уроках по этой теме, города наносим на карту при изучении темы «Население России», а на уроках раздела «Хозяйство России» определенным цветом наносим центры изучаемых отраслей. Работа вызывает у восьмиклассников интерес, создает ситуацию успеха, гордости, желания каждую следующую работу выполнить еще качественнее. Работа на карте «100 городов» показывает размещение отраслей хозяйства России в сравнении, что позволяет выявить причинно-следственные связи и закономерности географии хозяйства России. В 9 классе учащиеся работают над контурными картами экономических районов, и карты  каждого следующего изученного районом становятся все лучше – процесс коррекции виден наглядно в правильности и эстетичности оформления контурных карт экономических районов России.

В рамках каждого комплекса разработаны разнообразные виды коррекционных заданий. Каждый из приведенных комплексов коррекционной работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает интерес к учению, учит думать, развивает интеллект и мышление, корректирует учебную мотивацию.