Мультипликационное образовательное путешествие для школы

Сафронова В.И., учитель истории ГБОУ СОШ № 68 Калининского района

В настоящее время основой обучения должно быть динамичное участие самих школьников в процессе получения новых знаний, их свободное мышление и постепенное развитие способности самостоятельного применения знаний. Традиционная экскурсия является действенной формой организации учебной деятельности, но ее проведение связано с определёнными трудностями. В настоящее время в учебном процессе появились новые возможности –  можно побывать на экскурсии, используя цифровые технологии. Медиаресурс, созданный как мультипликационное образовательное путешествие, возможно создавать в школьной внеурочной деятельности. Занятия школьников в мультипликационной студии органично сочетают в себе важнейшие компоненты – познавательные, воспитательные, даже социальные, когда соединяются реальные навыки самостоятельной и коллективной деятельности.  Ребенок моделирует мультфильм, создает на экране свой мир, в котором все определяет лишь его собственное воображение, где любым превращениям предоставляется полная свобода, таким образом подросток одновременно получает и знания о реальности, в которой он живет. Соединяя в целое и выстраивая во времени разрозненные компоненты – графику, цвет, звук, свет – человек развивает способность к синтезу, учится передавать чувства, выражать свои мысли ясно и в различных формах, фиксируя при этом само их развитие, учится действовать, направлять личностную энергию на творческие и созидательные цели.

Современные концепции образования предполагают, что 40% знаний учащиеся могут получать во внеурочное время. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность.

Мультипликационная мастерская – комплекс разных видов деятельности в процессе обучения: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов.

Творческая студии «Виток времени» ГБОУ СОШ № 68 создает анимационные фильмы для использования их в своем образовательном процессе.

Анимационная интерактивная программа «Загадки петровского портрета, или пойди туда – знай куда» посвящена юбилею Петра I в 2022 году. Мультфильм создавался к внеклассному мероприятию для проведения праздника к 350-летию Петра Первого.

Анимационное образовательное путешествие – это новый вид экскурсии, с использованием информационных технологий в новом формате, но при этом сохраняющий все ее особенности. Экскурсия (от лат. «excursion» – поездка) – процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта.

Объектом образовательного путешествия-экскурсии является фондохранилище Русского музея, представленное в мультимедийных ресурсах «Виртуальный Русский музей» (раздел «Петр Первый и его время»).

Специфика экскурсии заключается в ее главных свойствах: интерактивности, показательности, информативности. Образовательное путешествие позволяет увидеть виртуальное пространство вокруг себя и рассмотреть детали экспонатов в мельчайших подробностях. Оно создаёт у зрителя «эффект присутствия», помогают этому яркие, запоминающиеся зрительные образы. Таким образом, пользователь, не выходя из дома, может оценить данный объект.

В современных условиях необходимо целенаправленно и систематически как в урочной, так и во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях проводить работу в данном направлении. Экскурсия – это форма организации процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках.

Результатом внеурочной деятельности мультипликационной студии «Виток времени» является создание обучающимися оригинального продукта для собственного обучения в школе.

Главным критерием оценки эффективности мультстудии является творчество каждого участника проекта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Мультфильм «Загадки петровского портрета, или пойди туда – знай куда» – продукт творческой группы учащихся средней школы.

На занятиях, где создавалась анимационная программа, школьники получили возможность развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, формировать познавательные интересы, познакомившись с новыми технологическими приемами. Творческие группы использовали ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях с цифровыми инструментами для обработки материалов. Ученики усовершенствовали навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

Результат применения данного опыта – увеличение числа желающих участвовать в творческом коллективе «Виток времени». В результате применения продуктов студии в учебном процессе наблюдается рост желающих ознакомиться со всеми мультфильмами творческого коллектива.

Мультипликационная студия «Виток времени» ГБОУ СОШ №68

Учебный процесс связан с рядом эмоциональных колебаний у учащихся. Во избежание различных психологических проблем учителя должны делать обучение наполненным приятными и позитивными эмоциями. Только тогда возможны высокие результаты в образовании. Школьный материал можно объяснять с помощью мультфильмов, которые помогут усвоить уроки истории и ОДНКНР и создадут условия для нравственно- патриотического воспитания, приобщения детей к основам русской культуры. Система работы по воспитанию человека на отечественных традициях с использованием новых технологий – актуальная тема в образовании.

Сложности в том, что большинство медиа ресурсов созданы в развлекательных целях, что ограничивает их использование в учебном процессе. Преподаватель, используя подобные медиа ресурсы, вынужден подстраиваться под них, чтобы грамотно использовать. Учитель может самостоятельно или совместно с учениками, создавать материал, используя современные компьютерные технологии. Творческая группа вырабатывает семь признаков успешности сюжета фильма: исключительность темы, неожиданность, новизна информации, общественная значимость, визуальность, драматичность, действенность. 

Работа над мультфильмами и их публичный показ положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно- компьютерных технологий.

В школьной мультипликационной студии «Виток времени» были созданы шесть мультфильмов в помощь организации учебного процесса в 4-6 классах среднеобразовательной школы.

Анимационный фильм «Секрет берестяной тетрадки»

Тип мультфильма: рисованный, с элементами компьютерной анимации, цветной; жанр: историческая фантастика, приключения; год создания: 2021; страна: Россия; образовательное направление, семейный; длительность: 4:16.

Фильм снят к 800-летию со дня рождения Александра Невского. Мультфильм создан на основе рисунков из тетрадок новгородского мальчика Онфима, которые стали археологическим находками в Великом Новгороде в 1956 году. Берестяная грамота со школьными рисунками помогает увидеть героическую эпоху глазами ребенка, жившего в 13 веке.

Идея об анимации героя рисунка Онфима позволила создать фантастический фильм о путешествии средневекового мальчика в наше время. Берестяной Кузьма попадает в Русский музей в Санкт- Петербурге. Он ищет портал времени, чтобы вернуться в свою эпоху. Коридор времени спрятан в картинах, посвященных Александру Невскому, который был современником автора рисунков на бересте.

С помощью мультимедийных ресурсов и произведений изобразительного искусства создан образ легендарного древнерусского Святого благоверного князя и воина Александра Невского. Ученики используют возможности интернет ресурсов в поиске произведений через единое культурно-информационное пространство в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Популяризация коллекций Русского музея и художественных музеев России стимулирует познавательный и творческий процесс активности учащихся. Образы изобразительного искусства на уроках ОДНКНР и истории России способствует воспитанию любви к Родине и своей земле.

Медиаресурс «Заступники Великого Новгорода»

Тип мультфильма: рисованный, с элементами компьютерной анимации, черно-белый и цветной; жанр: исторический научно-познавательный; год создания: 2021; страна: Россия; образовательное направление, семейный; длительность: 5:15.

Мультфильм создан как подарок ко дню Защитника Отечества для родственников, которые отдали воинский долг Родине. Действие происходит в средневековой школе при новгородском храме. Анимация рисунков Онфима в данном произведении позволила предположить, как учились в школах на Руси. Новгородские ребята мечтают о службе в новгородской дружине и ведут спор о конном и пешем дружиннике – кто сильнее. Особенность этого мультфильма –  диалоги, придуманные на предполагаемом древнерусском языке. В разговор мальчиков вставлены обучающие компоненты- вооружение пешего и конного воинов северо-запада в 13 веке.

Работа предназначена для предмета «История Отечества 6 класс» (Новгородская республика) и ОДНКНР (темы «Жизнь ратными подвигами полна» и «Защита Отечества»).

«Знакомый незнакомец из Византии» – мультипликационное образовательное путешествие – экскурсия по храму Сретения Господня на Гражданском проспекте

Тип мультфильма: рисованный, с элементами компьютерной анимации, цветной; жанр: фантастика, историко-познавательный, виртуальная экскурсия по объекту; год создания: 2021; страна: Россия; образовательное направление, семейный; длительность: 5:28.

Девочка София проводит экскурсию для зодчего, который построил Софийский собор в 6 веке и стал основоположником византийского стиля.

Анфимий Тральский, архитектор из Византии, соавтор Софийского собора в Константинополе, попадает в наше время в Храм Сретения Господня, который создан в неовизантийском стиле. Зодчий находит элементы созданного им стиля в церкви, построенной через 1400 лет в Санкт-Петербурге.

Образовательное путешествие предназначено для работы на уроке ОРКСЭ по теме «Храмы», на уроке истории Отечества по теме «Культура Руси», на занятиях по краеведению «История и культура города Санкт- Петербурга».

Интерактивная программа «Секрет успеха Садко, или средневековая финансовая грамотность»

Тип мультфильма: рисованный, с элементами компьютерной анимации, цветной; жанр: интерактивная программа, историко-познавательный; год создания: 2021; страна: Россия; образовательное направление, семейный; длительность: 7:35.

В создании интерактивного мультфильма «Секрет успеха Садко» использована былина «Садко» Образ средневекового купца – это пример жизнестойкой и волевой личности, противостоящей любым трудностям и перипетиям. В мультфильме отражены интересные сведения о финансовых операциях и сделках на Торговой стороне Новгорола. Зрители могут выполнять задания, просматривая интерактивный фильм.

За 800 лет мало что изменилось в предпринимательстве – правила и принципы успешных и энергичных, бодрых духом торговцев актуальны и сегодня.

Фильм, основанный на исторических источниках, может стать наглядным материалом к урокам истории, ОРКСЭ, ОДНКНР, Основам финансовой грамотности и регионального предмета по истории и культуре Санкт- Петербурга.

Анимационный фильм «Стометровка для субмарины»

Тип мультфильма: смешанная техника, цветной; жанр: историко-познавательный; год создания: 2021; страна: Россия; образовательного направления, семейный; длительность: 3:50.

Мультфильм готовился к Дню Героев Отечества. Праздник нашей боевой славы, наших традиций и воинской доблести отмечается 9 декабря. В этот день мы чествуем Героев РФ и Героев Советского Союза.

Работа посвящена команде субмарины С-13 и командиру Маринеско Александру Ивановичу. Санкт- Петербург – колыбель российского военного флота. Проект мультипликационной студии «Виток времени» – анимационная программа «Стометровка для субмарины» – посвящен героям Балтики, защищавшим Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Мультфильм рассказывает подросткам о службе на подлодке и особенностях жизни моряков-подводников, проявивших свою доблесть, защищая свою Родину. Основная задача создателей – вызвать интерес к изучению исторического боевого прошлого Ленинграда как базы ВМФ.

Мультфильм адресован для учащихся начальной школы и может быть использован как медиа ресурс на уроке ОДНКНР, иллюстрируя   тему «Жизнь ратными подвигами полна» и на уроках ОРКСЭ по теме «Защита Отечества»

«Загадки петровского портрета, или пойди туда – знай куда» (к 350-летию со дня рождения Петра Первого: виртуальный Русский музей)

Тип мультфильма: рисованный, компьютерная анимация, цветной; жанр: фантастика, историко-познавательный; год создания: 2022; страна: Россия; образовательное направление, семейный; длительность: 4:48.

Анимационная интерактивная программа «Загадки петровского портрета, или пойди туда – знай куда» посвящена юбилею Петра I в 2022 году. Мультфильм создавался к внеклассному мероприятию для проведения праздника «День семьи». В работе уделяется внимание родственникам первого императора. Для создания колорита эпохи использованы произведения русских и европейских художников из медиаресурса «Виртуальный Русский музей». Продолжится ли династия Романовых, кто будет наследником престола, сохранят ли потомки достижения реформатора-правителя? Семья – это самое важное, что есть в мире, даже для царей. В ней формируется человек как личность. Семья – это поддержка, когда близкий и любимый родственник верит в тебя и дает тебе стимул к развитию. Петр Первый – яркий тому пример. Сценарий фильма основан на русском фольклоре. Мультфильм снят в жанре фантастики для привлечения юной аудитории. В работе используются возможности изобразительного искусства в изучении истории Отечества: единое культурно-информационное пространство в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Русский музей «Петр Первый и его эпоха в русском искусстве»

Мультфильм адресован для учителей истории средней школы и семейного просмотра.