Психологическая готовность ребёнка к школе и рекомендации по её формированию у дошкольника

Рябченко Т.Д., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 12, № 29
Пустовая В.В., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 29

Приближается то время, когда дошкольники будут носить гордое звание первоклассников. В связи с этим у родителей возникает масса волнений, переживаний и вопросов: где и как подготовить ребёнка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой и т.д.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения.

В литературе существует множество классификаций готовности к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический и психологический аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.

Физиологическая готовность к школе означает, что будущий первоклассник должен быть готов к обучению в школе физически. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения, умения правильно держать карандаш/ручку, а также при поступлении в первый класс ребёнку нужно знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.

Психологическая готовность к школе включает в себя три компонента: интеллектуальную, личностную/социальную и эмоционально-волевую готовность.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка сформирован определённый запас знаний о себе и окружающем мире;
  • он умеет ориентироваться в пространстве и стремится к получению новых знаний;
  • развитие его памяти, речи и мышления соответствуют возрасту.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • у ребёнка развиты коммуникативные навыки: он умеет общаться со сверстниками и взрослыми, в общении не проявляется агрессия;
  • ребёнок адекватно реагирует на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие в пределах нормы, ребёнок понимает, какие поступки хорошие, а какие плохие;
  • принимает поставленную педагогом задачу, уточняя неясные моменты, а после выполнения адекватно оценивает свою работу, признаёт свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • ребёнок понимает, почему он идёт в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Одним из самых простых методов определения готовности к школе является «Филиппинский тест школьной зрелости», и также специалисты обращают внимание на то, сколько молочных зубов выпало у ребенка и выросло постоянных.

Впереди у нас есть три летних месяца. За это время ребята смогут хорошо отдохнуть перед школой, а у родителей есть возможность помочь детям подтянуть те направления,  которые у них недостаточно сформированы. На основании своего опыта могу сказать, что перед школой родители все усилия прикладывают к тому, чтоб научить ребенка читать, писать и считать. Я бы рекомендовала обратить внимание, в первую очередь, на формирование опорно-двигательной системы – развитие здорового скелета ребенка с помощью упражнений. Именно благодаря наличию нормальной костной основы и скелетной мускулатуры обеспечивается нормальное развитие детей. Ведь как трудно первокласснику высидеть за партой 45 минут урока, какая это нагрузка!

Рекомендации родителям будущего первоклассника

  1. Ребёнок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
  2. Учёба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
  3. Следите за распорядком дня, чтобы ребёнок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги перед сном.
  4. Наблюдайте, как ребёнок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. В 6-7 лет должно быть сформировано умение управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.
  5. Если ребёнок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребёнка к тому, чтобы он в течение 15-20 минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
  6. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, не пустите его гулять и т.п.
  7. Обеспечьте ребёнку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
  8. Рассказывайте ребёнку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
  9. Формируйте у ребёнка положительное отношение к школе, говорите, что у него там будет много друзей, ему там будет очень интересно. Не пугайте его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
  10. Старайтесь интересоваться школьными событиями ребёнка, ненавязчиво расспрашивайте его о том, как прошёл его день.

С того момента, когда дошкольник впервые переступит порог школы, начнётся новый этап его жизни. Постарайтесь,  чтобы этот этап начался с радостных моментов и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе.

Мы, педагоги-психологи, готовы помочь при возникновении трудностей. Обращайтесь.