STEAM-технологии в дошкольном образовании

Богданова Ю.А., воспитатель ГБДОУ № 47

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий обучения детей является технология STEAM-образования.

Джон Маэда, бывший президент Школы дизайна Род-Айленда, утверждал, что инноваций не будет и не может быть без дизайн-мышления и креативности. Добавление the arts (искусства) превратило STEM в STEAM.

Это дополнение оказалось полезным, особенно учитывая пользу искусства для дошкольников.

STEAM – это аббревиатура от science (наука), technology (технология), engineering (инженерия), art (искусство) и math (математика), и все это важно включать в обучение дошкольника. 

У детей может развиться естественное любопытство к этим предметам только тогда, когда они начинают исследовать и наблюдать за окружающей средой.

Реализация STEAM-технологий на разных уровнях образования должна иметь свою специфику. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровую деятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решений жизненных проблем, конструирование продуктов деятельности во взаимодействии.

Дошкольникам нужно время и знакомство с наукой, технологией, инженерией, искусством и математикой, чтобы заложить в них прочную основу для будущего обучения, изучая навыки и концепции STEAM посредством игры и обсуждения. А затем применять эти навыки в игровой форме.

Занятия STEAM способствуют развитию важных характеристик и качеств дошкольников в процессе обучения.

  • Наука требует, чтобы дошкольники не только отвечали, но и задавали вопросы. Она стимулирует любознательность, исследование и решение проблем, часто включающее экспериментирование и исследование.
  • Технология подразумевает применение научных знаний, полученных дошкольником. Они делают это, используя самые простые инструменты, такие, как цветные карандаши и линейки, а затем и более сложные технологические изобретения – микроскопы и компьютеры.
  • Инженерия в дошкольном учреждении связана с проектированием и построением. 
  • Искусство поощряет творчествои разработку процессов, а также позволяет детям иллюстрировать концепции, которые они изучают.
  • Математика не ограничивается только числами, она также включает в себя умение видеть и создавать шаблоны, формы, сортировать предметы по различным признакам.

STEАM-образование – это нечто большее, чем просто развитие практических навыков – это умение видеть межпредметные связи и применять их на практике.

Таким образом очень важно развивать данные навыки не только в детском саду, но и дома в привычной для ребенка обстановке.

Как же можно развивать STEAM дома?

Найдите способы возникновения концепций STEAM в повседневной жизни и покажите их своему ребенку. Поговорите во время прогулок на свежем воздухе о том, как меняются времена года, откуда берутся фрукты и овощи при покупке продуктов,  о разных цветах, которыми раскрашены картинки в книге, которую вы читаете вместе. Задавать вопросы – отличный способ развить базовые навыки STEAM. «Почему ты так думаешь…?» – вопрос, стимулирующий исследование и критическое мышление и имеющий решающее значение для понимания каждого элемента STEAM.

Развитие креативности с помощью искусства или экспериментирование с увлекательными научными занятиями для детей – отличные способы включить изучение STEAM дома.

Развивайте своих детей с удовольствием!