Нетрадиционные упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей с ТНР

Михайлова О.С., учитель-логопед ГБОУ школа № 460
Соляхова О.Н., учитель-логопед ГБОУ школа № 460

Для познавательной или игровой деятельности ребёнка необходимым условием является внимание. Без него ребёнок не может самостоятельно выполнить задание и поручение взрослого. Внимание дошкольника развито очень слабо, оно переключается с одного объекта на другой, поэтому с дошкольного возраста необходимо научить детей управлять своим вниманием. Развитое слуховое внимание у ребёнка важно для правильного и чёткого произношения звуков, обогащения словаря, грамматически правильных высказываний. Способствуя становлению устной и письменной речи, слуховое внимание помогает ребёнку в общении, обучении. Помочь в этом сможет игра, так как она всегда содержит цели и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи, для его развития  существуют разнообразные игры.

Представляем вашему вниманию ряд нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, слухового внимания, общей координации движений. Данные упражнения просты и не требуют специальных навыков, носят игровой характер, вызывают положительные эмоции у детей. Эти упражнения могут выполняться логопедом, воспитателями группы, а также родителями.

  1. Дыхательная разминка
    Чтобы нормализовать тонус, необходимо каждое занятие начинать с дыхательных и расслабляющих упражнений.

Упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2– 3 раза.

Упражнение «Подуй – не ошибись» Перед ребёнком на столе в ряд стоят игрушки из киндер-сюрпризов. Инструкция: подуй на бегемота длительно, а на черепаху отрывисто три раза и т.п.

Упражнение «Топ-хлоп». Инструкция: на вдох три раза похлопай, а на выдох три раза потопай и т.п.

  1. Развитиетонкой моторики и координации движений
    Следует помнить, что предлагаемые упражнения не исключают и не заменяют классических общепринятых упражнений для кистей и пальцев рук. Наоборот, они закрепляют, дополняют приобретенные в процессе коррекционной работы навыки в условиях, приближенных или имитирующих повседневную бытовую и игровую деятельность ребенка.

Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.

Упражнение с поролоновым мячиком (диаметр 3-4 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5 – 10 секунд.

Упражнение с двумя поролоновыми мячиками. 
1 вариант: выполняется пальцами двух рук одновременно; очередность от мизинцев к большим пальцам сохраняется.
2 вариант: выполняется так же, как и предыдущее упражнение, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.

Упражнение со шнурком. Ребенок выкладывает шнурок по разнообразным линиям на листе бумаги в разных направлениях.

Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлопчатобумажной нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не помогает), затем упражнение выполняется  другой рукой. По окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно: большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим – мизинцем.

Упражнение «Строители». В качестве строительного материала для различных построек используются шашки, которые можно заменить крышками от бутылок. Вначале строительство ведется по образцу, позднее – по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами (большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим – мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной (2-3-ступенчатой). Возможны, даже желательны, соревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т. д.

Слуховой диктант «Шагаем ножницами». Для диктанта используется бумага в крупную клетку и ножницы с тупыми концами. Выполняется диктант при строгом контроле взрослого и четком соблюдении правил безопасности при работе с ножницами.

При выполнении диктанта обязательно соблюдение трёх  условий:
– четкое следование инструкции взрослого;
– чередование вертикальных и горизонтальных “шагов”;
– размеры “шагов” соответствуют четному количеству клеток.

После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.

Упражнение «Колечко» с деревянной палочкой (длина 4-5 см, диаметр 1,5-2 см). Все пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу. Каждый палец по очереди обхватывает палочку колечком. Все остальные пальцы остаются выпрямленными и плотно прижатыми друг к другу. Упражнение выполняется поочерёдно сначала правой, а затем левой рукой.

Упражнение «Веселые прищепки».
Выбрать прищепку и поймать шнурок с завязанными глазами.

  1. Игры для слухового внимания.

«Магазин». Ребёнку следует взять в руки только те игрушки с полки, в названии которых есть определённый звук.

«Строим башню». Детям даётся задание назвать как можно больше слов с заданным звуком – на каждое слово один кубик. У кого выше башня, тот молодец.

«Какой транспорт подъехал».  Педагог включает аудиозапись с шумами улицы, а дети, определив звук, выбирают из предложенных игрушек нужную.

Выводы

Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звуков, но и одновременно над развитием фонематического восприятия, слухового внимания, памяти, а также мелкой и общей моторикой. Нетрадиционные упражнения являются дополнение к основным классическим вариантам.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой – М:Издательский центр ,Академия», 2004
  2. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва, 1990
  4. Левина  Р.Е. Основы теории и практики логопедии М., 1968.
  5. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Методическое пособие. С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999
  6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999
  7. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1999.
  8. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии М.,1989
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993