Игры со счётными палочками

Соловьева С.С., воспитатель ГБДОУ № 43

 Дети очень любознательны. Задача взрослых – помочь им познать мир
 не только с помощью игрушек, явлений природы, бытовых предметов,
 но и при помощи абстрактных обучающих средств.

Игры со счетными палочками – это очень интересное и занимательное занятие для дошкольников. В процессе игр у детей развивается мелкая моторика рук, пространственное восприятие, фантазия, воображение, внимание. Эти занятия полезны и для формирования математических представлений у дошкольников: они позволяют закрепить знания о геометрических фигурах, запомнить цвета, конструировать, решать логические задачи. Помимо мелкой моторики палочки развивают такие важные качества, как самостоятельность, усидчивость, воображение, сосредоточенность и способность к планированию.

В своей работе я использую игры, которые готовят руку к письму, развивают математические способности, учат планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, про­являя при этом творчество.

Игры с выкладыванием из счётных палочек изображений и геометрических фигур

Построение предметов и фигур из палочек – самый первый этап деятельности ребёнка. В игре он учится планировать, закрепляет знания порядкового и количественного счёта, а также отлично тренирует память и воображение. Прежде чем предложить ребёнку сложные логические упражнения, потренируйтесь на более простых схемах. И только тогда, когда ребенок достигнет успеха, можно двигаться к следующему этапу.

Все задания можно разделить на несколько этапов:

  • Выложи по образцу
    На первый взгляд, несложная игра. Однако для ребёнка в возрасте 5-7 лет – это серьёзный мыслительный процесс, который задействует пространственное мышление и смекалку. Перед дошкольником – карточки с рисунками. Сначала можно выкладывать простые изображения, постепенно переходя к более сложным картинкам. Как только один предмет построен, мы обсуждаем с ребёнком этапы конструирования, какие геометрические фигуры встречаются на рисунке, какие из них большие, а какие маленькие, сколько палочек потребовалось, чтобы выполнить схему.
  • Выложи картинку, используя определённое количество палочек
    Прекрасный тренажёр для мозга – самостоятельное выкладывание картинки. Предложите ребёнку определённое количество палочек. Что из них можно построить? Сначала посоветуйте построить простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, ромб, многогранник. Затем из палочек могут получиться машина, башня или корабль. В процессе игры можно добавлять или убавлять количество палочек. Можно начать с меньшего количества и дойти до 20 штук. Главное, чтобы ребёнку было интересно выполнять задания.
  • Логические игры со счётными палочками
    Как только ребенок отлично усвоит выкладывание по схемам самостоятельно, он готов к логическим играм. Задания в головоломках разнообразны.

 Задачи – головоломки со счетными палочками могут быть различны по уровню сложности:

  •  составление заданных фигур из определенного количества палочек;
  •  преобразование фигур путем удаления заданного количества палочек;
  •  преобразование фигур путем перекладывания палочек.

Если нет цветных палочек, то отличной заменой могут стать разноцветные трубочки, разрезанные на несколько частей.

В играх часто нужно использовать много однотипных объектов: еда, груз, деньги и т.д.  Палочки прекрасно подходят для этих действий. При этом ребенок привыкает к тому, что не все должно быть «натуральным», а может быть заменено неким символом.

Задача взрослых – развивать детское мышление.