Применение технологии интервьюирования в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) как средство организации взаимодействия участников образовательного процесса

Мечкова О.О., воспитатель ГБДОУ детский сад № 46

Современное общество – это большой объем информации, высокая мобильность и динамичность. Соответственно, успешная деятельность образовательного учреждения в наше время становится возможной только при активном взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущей идеей сегодняшнего образования становится идея диалога, принятие коллективных решений, привлечение родителей к партнерским отношениям.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе образовательной и воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Ведущая цель взаимодействия – развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

В группах компенсирующей направленности для детей ТНР (ОНР) взаимодействие участников образовательных отношений можно представить в следующей модели:

Педагог (воспитатель, логопед) → ребёнок
Ребёнок → ребёнок
Педагог → родители

Технология интервьюирования помогает решить следующие цели и задачи:

Ребёнок-ребёнок:

  • развивать свободное общение со сверстниками;
  • приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;
  • формировать навыки коммуникации в коллективе;
  • развивать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Родитель – ребёнок:

  • формировать знания о правах ребенка, признание его индивидуальности;
  • развивать навык сотрудничества.

Педагог – ребёнок:

  • обеспечить индивидуализацию образовательного процесса;
  • актуализировать содержание, формы и методы воспитания и обучения согласно возрастным и индивидуальным возможностям;
  • решить задач речевого развития;
  • обеспечить диалоговое взаимодействие «педагог-ребёнок»;
  • активизировать мотивы саморазвития.

 Педагог – родитель:                                         

  • обеспечить добровольность в сотрудничестве;
  • сформировать заинтересованность педагогов и родителей в решении проблем детско-родительских отношений;
  • сформировать уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • сформировать уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов
  • развить культуру общения.

Для достижения поставленных целей в своей работе я использую технологию интервьюирования.

Интервью́ (англ. interview) – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

В интервью участвуют два собеседника: интервьюер и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации). Интервьюирование проводится по определённому плану вопросов. В отличие от беседы, в которой оба участника выступают собеседниками, вопросы построены в определённой последовательности, задаёт их только интервьюер.

Поскольку работу веду с детьми с ТНР и ОНР, приоритетным направлением является развитие речи и коммуникативных качеств ребёнка. Поэтому перед собой ставлю цель: помочь дошкольнику ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.

 Технология интервьюирования помогает решить следующие задачи в группе для детей ТНР (ОНР)

  • развивать связную диалогическую речь;
  • развивать коммуникативные качества и личное взаимодействие детей друг с другом;
  • расширить и активизировать словарный запас;
  • закрепить навык ведения диалога;
  • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
  • развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • сформировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.

В результате использования технологии интервьюирования учитель-логопед получает   возможность значительно увеличить активный словарный запас ребёнка, совершенствовать его умение строить предложения сложной конструкции с соблюдением лексико– грамматических норм и правил. В процессе у дошкольников формируется любознательность к изучаемым объектам и явлениям, коммуникативная компетентность.

Родители получают возможность стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, а также получить обратную связь.

Первый тип интервью – «взрослый-ребенок». В роли интервьюера выступает педагог. Заранее готовится план вопросов, на которые ему необходимо получить ответы. Одной из отличительных черт интервью является определенная последовательность вопросов, что облегчает классификацию и обработку полученной информации.

В зависимости от цели интервью условно делится на следующие виды:

  • диагностическое интервью применяется, когда воспитателю необходимо собрать информацию о ребенке (оценить уровень достижений воспитанников, выявить их интересы, предпочтения). Целесообразнее проводить в рамках диагностики в начале и конце учебного года. Полученные видеоматериалы наглядно характеризуют речевые навыки детей, позволяют проводить анализ динамики изменений в конце каждого учебного года;
  • информационное интервью применяется для сбора информации (мнение детей о каком-либо событии, рассказ о человеке или о самом себе). Применяется в течение учебного года, а также в рамках культурных практик ДОУ и группы при ознакомлении с календарными праздниками: День матери, Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д.

Второй тип интервью – «ребенок-ребенок». В этом случае в роли интервьюера и в роли респондента выступают дети. Для меня этот тип интервью наиболее интересен, так как даёт детям возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, а для меня, педагога, – это отличная возможность понаблюдать за поведением и реакцией своих воспитанников. Проведение такого типа интервью требует подготовки, поэтому провожу в два этапа: подготовительный и основной.

Третий тип интервью – «ребенок-взрослый». В роли корреспондента выступает сам ребёнок. Этот тип интервью самый сложный для воспитанников, но именно здесь у детей проявляются такие качества, как активность, инициативность. При интервьюировании взрослого между ребёнком и педагогом происходит равенство, и ребёнок осознает ответственность, возложенную на него.

Примерные вопросы по блокам

День матери

Кто такая мама?
Какая твоя мама?
Какие слова мама всегда тебе говорит?
Какие хорошие слова ты бы подарил маме?
Когда твоя мама радуется?
Когда твоя мама расстраивается?
Что твоя мама любит делать больше всего на свете?
Что вы с твоей мамой делаете вместе?

Новый Год

Кто под Новый год приходит к детям?
Что пишут дети Деду Морозу?
Какой подарок ты бы хотел получить в Новый год? Почему?
Зачем наряжают елку?
Что бы ты в Новый год пожелал маме (папе, бабушке и т.д.)
Какие ты знаешь зимние забавы?
Новогодняя традиция, которую любят и взрослые, и дети?
Где Дед Мороз прячет подарки?
Самая новогодняя песня?
Какой подарок ты приготовил для мамы, папы и т.д.?

Образ «Я», семья

Твоё любимое занятие?
Что тебе нравится в детском саду?
Расскажи о своем друге.
Расскажи о своей любимой книге. Почему она тебе нравится?
Что вы любите делать вместе с мамой (папой, братом и т.д.) Какой праздник ты любишь больше всего?

Для усиления визуализации информации, чтобы быстрее донести мысли и идеи интервью, использую эффектное оформление – замену или смену заднего фона. И в этом мой помощник chroma key. Это современная технология, которую используют кинематографисты и фотографы. Использование хромакея позволяет максимально быстро отделить объект съемки от фона с целью  последующей замены фона на тот, который мне необходим. Использую цвет экрана, максимально удаленный от тонов человеческой кожи, – зеленый или синий.

Процесс происходит следующим образом: в помещении крепится тканевое полотно зелёного цвета, устанавливается камера на штативе. В целях безопасности в работе с детьми рядом всегда находится помощник, который следит за оборудованием.

После съёмки начинается монтаж. В соответствующей программе система убирает все зеленые пиксели, при этом не трогая пиксели иных цветов. Таким образом объект съемки остается в кадре, отделенный от фона.

Основные правила проведения интервью:

  • получение письменного согласия родителей (законных представителей) на видеосъемку;
  • конфиденциальность;
  • индивидуальная организация интервью (с каждым ребёнком отдельно);
  • предварительная подготовка вопросов: соответствие задаваемых вопросов возрасту ребёнка и его индивидуальным особенностям, избегать вопросов, на которые можно ответить односложно «да» или «нет»;
  • создание необходимых условий;
  • установка камеры на штатив (не в руках педагога).

В ходе интервью ребенок учится:

  • планировать свою речь;
  • понимать различные ситуации общения;
  • практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
  • совершенствовать навыки использования невербальных средств общения;
  • овладеть простыми синтаксическими моделями фраз;
  • вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
  • обогащать словарный запас;
  • устранять аграмматичное использование слов в структуре связного высказывания;
  • овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.

Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества:

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит с помощью интервьюирования интенсифицировать работу с семьей. Взаимодействие же участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

  • добровольность;
  • сотрудничество;
  • уважение интересов друг друга.

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

Для воспитанников: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции.  

Для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, воспитанниками и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами.

Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы: стать активными участниками и партнерами образовательного процесса и получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.

Литература:

  1. Аксенова Н.Д., Татаринцева И.Н., Галкина Н.А. Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДО. – СПб.: Учитель, 2020. – 125 с.
  2. Голицына, О. Л. Информационные технологии. – М. : Просвещение, 2008. – 544 с.
  3. Комарова Т.С., И.И.Комарова, А.В.Туликов Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 170 с.