Особенность преподавания математики в школе-интернате для детей с ОВЗ

Кузнецова И. Н., учитель математики ГБОУ школы-интерната № 67

Хочется начать с того, что в математике нет «царских» путей. Математика – высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку – от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, учителю вместе  с учениками нужно пройти долгий путь познания. Особенно это важно и трудно сделать детям с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому каждый урок математики для таких детей должен быть интересным и занимательным. Главная задача учителя на уроке  –  вовлечь обучающегося в учебную деятельность, заинтересовать его.

Для детей с задержкой психического развития характерны быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкий уровень всех видов памяти, эмоциональная неустойчивость, снижение мотивации учебной деятельности и, как следствие, снижение познавательного интереса. Применение компьютера значительно повышает возможности коррекции развития детей с ЗПР. Использование на уроках математики ИКТ-технологий проходит по следующим направлениям:

  • презентации Power Point;
  • математические лаборатории;
  • развивающие и обучающие компьютерные игры;
  • текстовые материалы и карточки в Microsoft Word;
  • видеосюжеты.

Желание помочь детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы по учебному предмету «Математика» невозможно без разработки собственной единой адаптированной системы по данному курсу, направленной на повышение качества знаний учащихся, развитие их способностей посредством новых информационных технологий.

Но для начала необходимо выделить основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении математики. Вот некоторые из них: нетипичность формулировок заданий (незнакомые формулировки заданий ставят в тупик слабых учеников, хотя после пояснений они с ними справляются); непредсказуемость содержания заданий; значительные пробелы в знаниях либо их бессистемность у большинства обучающихся.

Что же считается самым важным при обучении математики?

  • Вычислительные навыки, поэтому пользоваться калькулятором не рекомендуется. Необходимо показывать ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней и др.
  • Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы можно давать на 5 – 7 минут математический диктант, в котором первая часть вопросов касается теории, а вторая часть – простейшие примеры на её применение.
  • Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. При работе с каждым разделом математики необходимо делать акцент на повторение и отработку общих методов решения задач (решение задачи по известному алгоритму).
  • Также при подготовке учащихся следует соблюдать правило «спирали» – от простых типовых заданий к более сложным.
  • Учитель должен создавать на уроке условия для формирования уникальной и неповторимой личности ученика, формировать у ребят ответственность за свою судьбу.
  • Ученики на уроке не должны бояться высказывать свое решение, дискутировать, а учитель, в свою очередь, уважительно анализировать любые ответы.
  • Обучающиеся должны иметь возможность на уроке самостоятельно изучить новый материал и в процессе решения упражнений показать свои знания. Учитель с согласия ученика выставляет ему оценку за самостоятельное изучение материала. Те же ученики, которые сомневаются в своих способностях, работают под руководством учителя.
  • Домашние задания, самостоятельные, контрольные работы ученики получают разной сложности. Обязательна работа над ошибками с последующей проверкой учителем.
  • Учащимся позволена пересдача самостоятельных и контрольных работ, что способствует формированию прочных знаний и создания «ситуации успеха».
  • Работа в группах на уроках также даёт дополнительный импульс к активной работе многих учащихся, работа консультантов при закреплении нового материала является хорошей мотивацией.

Учитель осуществляет систематическую проверку знаний и умений учащихся, мониторинг качества знаний.

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, учитель рекомендует учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работая в режиме он-лайн. Внеурочная деятельность также носит коррекционную направленность и способствует устранению пробелов в знаниях обучающихся. Также эффективны постоянные индивидуальные консультации. Необходимо помнить, что при правильной постановке обучения предмету подготовка к итоговой аттестации идет с 1 по 9 класс ежеурочно. Правильная мотивация учеников – залог успеха учебной деятельности.

Вспоминаются слова Д. Пойя: «Где есть желание, найдется путь!». Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете подготовить их к итоговой аттестации.

А каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».